Главная - Статьи - 86 фз о центральном банке российской федерации россии краткое содержание

86 фз о центральном банке российской федерации россии краткое содержание


Статья 72


изменена с 8 июня 2021 г. — от 23 апреля 2021 г. N 87-ФЗ . Банк России устанавливает методики определения собственных средств (капитала) и обязательных нормативов кредитной организации (банковской группы) с учетом международного опыта, консультаций с кредитными организациями, банковскими ассоциациями и союзами.

См. Банка России от 7 декабря 2020 г. N 744-П «О порядке расчета размера операционного риска («Базель III») и осуществления Банком России надзора за его соблюдением» См. Банка России от 3 сентября 2021 г. N 652-П «О порядке расчета размера операционного риска» О мерах по контролю за достоверностью отражения кредитными организациями активов по справедливой стоимости см.

N 652-П «О порядке расчета размера операционного риска» О мерах по контролю за достоверностью отражения кредитными организациями активов по справедливой стоимости см. Банка России от 6 марта 2013 г. N 37-Т Банк России вправе устанавливать дифференцированные нормативы и методики их расчета по видам кредитных организаций, в том числе в зависимости от видов лицензий, выдаваемых банкам, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

О предстоящем изменении нормативов и методик их расчета Банк России официально объявляет не позднее чем за один месяц до их введения в действие.

В целях определения размера собственных средств (капитала) кредитной организации и банковской группы Банк России проводит оценку их активов и пассивов, в том числе достаточности резервов, создаваемых под риски, на основании методик оценки, устанавливаемых Банка России. Кредитная организация и банковская группа отражают в своей бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности размер собственных средств (капитала), определенный Банком России.

О действиях при выявлении фактов (признаков) формирования источников собственных средств (капитала) (их части) с использованием ненадлежащих активов см.

Банка России от 6 февраля 2006 г. N 1656-У Об особенностях применения Банка России мер к кредитным организациям после выявления фактов формирования собственных средств (капитала) (их части) с использованием ненадлежащих активов см. Банка России от 2 июня 2004 г.

N 57-Т Если размер собственных средств (капитала) кредитной организации окажется меньше размера уставного капитала кредитной организации, определенного ее учредительными документами, Банк России обязан направить в такую кредитную организацию требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала. Кредитная организация обязана исполнить требование Банка России в порядке, сроки и на условиях, которые установлены главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Банк России устанавливает включения субординированных кредитов (депозитов, займов, облигационных займов) в состав источников собственных средств (капитала) кредитной организации, а также условия исключения субординированных кредитов (депозитов, займов, облигационных займов) из состава источников собственных средств (капитала) кредитной организации.

Сумма субординированного кредита (депозита, займа, облигационного займа) после предварительного согласования с Банком России, осуществляемого в порядке, установленном Банка России, может быть исключена из расчета собственных средств (капитала) кредитной организации при досрочном расторжении договора субординированного кредита (депозита, займа), досрочном погашении облигаций по инициативе кредитной организации — заемщика. Банк России вправе приостановить выплату основной суммы долга и (или) процентов по договору субординированного кредита (депозита, займа) или облигациям в порядке, установленном нормативными актами Банка России, в случаях, если приостановление выплат предусмотрено договором субординированного кредита (депозита, займа) или зарегистрированными условиями эмиссии облигаций и осуществление очередных платежей в пользу кредиторов приведет к возникновению оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, установленных главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Одновременно Банк России устанавливает запрет на принятие кредитной организацией решений о распределении прибыли между ее учредителями (участниками), выплате (объявлении) дивидендов, а также запрет на распределение прибыли между ее учредителями (участниками), выплату им дивидендов, удовлетворение требований учредителей (участников) кредитной организации о выделе им доли (части доли) или выплате ее действительной стоимости либо выкупе акций кредитной организации.

Приостановление выплат по договору субординированного кредита (депозита, займа) или по облигациям и запрет на принятие кредитной организацией решений о распределении прибыли, выплате (объявлении) дивидендов, а также запрет на распределение прибыли между ее учредителями (участниками), выплату им дивидендов, удовлетворение требований учредителей (участников) кредитной организации о выделе им доли (части доли) или выплате ее действительной стоимости либо выкупе акций кредитной организации подлежат отмене при условии устранения реальной угрозы возникновения оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства по ходатайству кредитной организации, представляемому в порядке, установленном Банком России. Банк России вправе предъявить кредитной организации требование о мене (конвертации) требований кредиторов кредитной организации по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) по основаниям и в порядке, которые установлены нормативным актом Банка России. В целях оценки активов и пассивов кредитной организации, в том числе достаточности резервов, создаваемых под риски, Банк России в установленном им проводит экспертизу предмета залога, принятого кредитной организацией в качестве обеспечения по ссуде, включающую установление фактического наличия предмета залога и его осмотр, установление правового статуса предмета залога, а также суждение о стоимости предмета залога, выносимого на основании федеральных стандартов оценки, предусмотренных Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Кредитная организация формирует указанные резервы с учетом результатов экспертизы предмета залога, проведенной Банком России.

Банк России проводит оценку экономического положения кредитной организации в соответствии с методиками проведения такой оценки, установленными нормативным актом Банка России.

Банк России вправе устанавливать особенности оценки экономического положения кредитных организаций в соответствии с видом кредитных организаций, в том числе в зависимости от видов лицензий, выдаваемых банкам. О порядке приведения в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала) кредитных организаций см. Банка России от 24 марта 2003 г.

N 1260-У См. комментарии к статье 72 настоящего Федерального закона < статья 71.1> .1 >> Содержание

Статья 76.1

.

Некредитными финансовыми организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом признаются лица, осуществляющие следующие виды деятельности: О признании инфраструктурных организаций финансового рынка системно значимыми см.

Банка России от 25 июля 2014 г. N 3341-У 1) профессиональных участников рынка ценных бумаг; 2) управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда; 3) специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда; 4) акционерных инвестиционных фондов; 5) клиринговую деятельность; 6) деятельность по осуществлению функций центрального контрагента; 7) деятельность организатора торговли; 8) деятельность центрального депозитария; от 30 декабря 2015 г.

N 430-ФЗ часть первая статьи 76.1 дополнена пунктом 8.1, по истечении ста восьмидесяти дней после дня названного Федерального закона 8.1) репозитарную деятельность; 9) деятельность субъектов страхового дела; 10) негосударственных пенсионных фондов; 11) микрофинансовых организаций; 12) кредитных потребительских кооперативов; 13) жилищных накопительных кооперативов; от 2 июля 2021 г.

N 359-ФЗ пункт 14 признан утратившим силу с 1 января 2022 г.

14) бюро кредитных историй; от 2 июля 2021 г.

N 359-ФЗ пункт 15 признан утратившим силу с 1 января 2022 г.

15) актуарную деятельность; от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ пункт 16 признан утратившим силу с 1 января 2022 г. от 13 июля 2015 г. N 222-ФЗ пункт 16 части 1 статьи 76.1 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции 16) кредитных рейтинговых агентств; 17) сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов; Статья 76.1 дополнена пунктом 17.1 с 1 января 2020 г.
от 13 июля 2015 г. N 222-ФЗ пункт 16 части 1 статьи 76.1 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции 16) кредитных рейтинговых агентств; 17) сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов; Статья 76.1 дополнена пунктом 17.1 с 1 января 2020 г.

— от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ 17.1) деятельность оператора инвестиционной платформы; от 21 декабря 2013 г.

N 375-ФЗ часть 1 статьи 76.1 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 18, по истечении ста восьмидесяти дней после дня названного Федерального закона 18) ломбардов; Часть первая дополнена пунктом 19 с 20 июля 2020 г.

— от 20 июля 2020 г. N 212-ФЗ 19) оператора финансовой платформы; Часть первая дополнена пунктом 20 с 1 января 2021 г.

— от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ 20) операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов; Часть первая дополнена пунктом 21 с 1 января 2021 г. — от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ 21) операторов обмена цифровых финансовых активов. Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг). Банк России не вмешивается в оперативную деятельность некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

См. Банка России от 11 августа 2017 г.

N 4488-У

«Об организации и осуществлении в Банке России деятельности кураторов некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка»

Об осуществлении в Банке России контроля и надзора за соблюдением требований страхового законодательства РФ субъектами страхового дела см.

Банка России от 24 января 2019 г. N ОД-141 См. комментарии к статье 76.1 настоящего Федерального закона < глава x.1.> Статья 76.2 >> Содержание

Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

• • Федеральный закон № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Федеральный закон № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банки.ру – основной документ, регулирующий деятельность ЦБ РФ.

Глава 1 закона определяет статус .

В ней говорится, что Центробанк — самостоятельное , его является федеральной собственностью, при этом он не отвечает по долгам государства. Цель создания Банка России — защита и сохранение устойчивости рубля, развитие, укрепление, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной и банковской систем, развитие и обеспечение стабильности финансового рынка РФ. В этой же главе описаны функции Банка России по эмиссии денег, организации денежного обращения.

ЦБ контролирует банковскую систему и сам выполняет функции банка по отношению к бюджету РФ и бюджетным организациям. Кроме того, регулятор управляет валютными резервами страны, осуществляет , а также участвует в международных организациях и проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации. За свою деятельность Банк России отчитывается перед Федеральным собранием Государственной думы, которая принимает решение о проведении проверки деятельности Банка России Счетной палатой РФ.

В главе 2 определен уставный капитал Центрального банка в размере 3 млрд рублей. Глава 3 — об органах управления Банка России — Национальном финансовом совете, председателе банка, — и их функциях. Глава 4 — о взаимоотношениях Центрального банка и государства. В ней, в частности, говорится о том, что банк участвует в рамках своей компетенции в разработке государственной политики.
В ней, в частности, говорится о том, что банк участвует в рамках своей компетенции в разработке государственной политики.

При этом вводятся юридические ограничения на финансирование банком федерального правительства.

Глава 5 обязывает Банк России ежегодно отчитываться о своей деятельности перед Государственной думой и перечислять 75% полученной прибыли в федеральный бюджет.

Глава 6 посвящена наличному денежному обращению на территории России и определяет роль ЦБ как эмиссионного банка, имеющего исключительное право на выпуск наличных денег. На основании этой части закона Банк России организует, контролирует и регулирует правила кассовых операций. Глава 7 рассказывает о роли Банка России в кредитно-денежной политике.

ЦБ устанавливает процентные ставки по своим операциям, нормативы обязательных резервов, депонируемых банками, а также проводит операции на открытом рынке и рефинансирует кредитные организации. Кроме того, регулятору предоставлено право проводить , устанавливать ориентиры роста денежной массы, вводить прямые количественные ограничения и эмитировать от своего имени.

При этом он ежегодно представляет в Государственную думу основные направления единой государственной денежно-кредитной политики — сначала в виде проекта, а потом в форме окончательного документа. Согласно главе 8, ЦБ имеет право сам осуществлять банковские операции как кредитное учреждение, в том числе предоставлять кредиты, покупать и продавать , облигации, драгоценные металлы, валюту, проводить расчетно-кассовое обслуживание, выдавать поручительства и . При этом ЦБ выступает банком только по отношению к организациям, имеющим банковскую лицензию, или к государственным органам.

Глава 9 регулирует международную и внешнеэкономическую деятельность Банка России. Он уполномочен представлять интересы России во взаимоотношениях с центральными банками других стран.

Здесь же определена его роль как организации, отвечающей за валютный контроль.

Глава 10 наделяет Банк России правом осуществления банковского регулирования и надзора с целью поддержания стабильности финансовой системы страны, в том числе правом регистрации кредитных организаций, установления нормативов и последующего контроля за их соблюдением.

Здесь же предусмотрены санкции за нарушения банковского законодательства, процедура отзыва лицензии. В главе 11 говорится о взаимоотношениях Центробанка с финансовыми учреждениями, их ассоциациями и союзами.

В ней также закреплена норма, согласно которой Банк России не отвечает по долгам других банков, а другие кредитные организации – по задолженности Банка России.

Глава 12 возлагает на ЦБ обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы. Глава 13 определяет систему управления и структуру Центрального банка, куда входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации. В главе 14 говорится о статусе служащих Банка России, которым запрещено совместительство, работа в других кредитных учреждениях, а также совершение иных действий, которые могли бы привести к конфликту интересов.

Глава 15 обязывает Центробанк ежегодно проходить аудиторскую проверку. Глава 16 — заключительная. В ней указано о необходимости приведения других законов в соответствие с данным. Кроме того, в этом разделе отменяется ряд законов и нормативных актов как утративших силу.

0 166 007 просмотров С появлением в банках онлайн-сервиса качество обслуживания в офисах уже не имеет определяющего значения. Туда приходишь не чаще двух раз в год. Правительство объявило об изменении параметров программы льготной ипотеки.

Почему это произошло и как может сказаться на ценах на жилье и рынке в целом? Мой блог возник случайно. Вначале это был просто склад полезных ссылок.

Однако со временем он превратился в довольно обширный справочник. На banki.ru Показать еще Скрыть самый большой финансовый супермаркет в России* Теперь финансовый супермаркет Banki.ru и в мобильном приложении *На основании исследования Tiburon Research, июнь 2021 года ООО ИА «Банки.ру» использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения должного уровня работоспособности сайта и сервисов.

Cookie называются небольшие файлы, содержащие информацию о настройках и предыдущих посещениях веб-сайта.

Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Условия использования . © 2005—2021 ИА «Банки.ру».

При использовании материалов гиперссылка на Banki.ru обязательна.

Свидетельство на товарный знак № 445945 от 18.10.2011г.

Статья 64.1

от 1 мая 2017 г. N 92-ФЗ в статью 64.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, по истечении тридцати дней после дня названного Федерального закона . Максимальный размер риска на связанное с кредитной организацией лицо (группу связанных с кредитной организацией лиц) устанавливается в процентах от размера собственных средств (капитала) кредитной организации и не может превышать 20 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации.

Под связанным с кредитной организацией юридическим лицом в целях настоящего Федерального закона понимается юридическое лицо, которое контролирует кредитную организацию или оказывает на нее значительное влияние, либо юридическое лицо, деятельность которого контролирует или на которое оказывает значительное влияние кредитная организация. Под связанным с кредитной организацией физическим лицом в целях настоящего Федерального закона понимается физическое лицо (его близкие родственники: супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки), которое: 1) контролирует кредитную организацию или оказывает на нее значительное влияние; 2) является членом совета директоров (наблюдательного совета), единоличным исполнительным органом, его заместителем, главным бухгалтером кредитной организации, членом коллегиального исполнительного органа и иным руководителем (работником), принимающим решения (в том числе коллегиально) об осуществлении кредитной организацией операций (сделок), результаты которых могут повлиять на соблюдение кредитной организацией обязательных нормативов или возникновение оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации.

Юридические и (или) физические лица, связанные с кредитной организацией, в соответствии с настоящим Федеральным законом составляют группу связанных с кредитной организацией лиц, за исключением юридических лиц, деятельность которых контролирует или на которых оказывают значительное влияние кредитная организация или близкие родственники связанных с кредитной организацией лиц. При определении максимального размера риска на связанное с кредитной организацией лицо (группу связанных с кредитной организацией лиц) учитываются обязательства лица (лиц, входящих в группу лиц) перед кредитной организацией и обязательства перед третьими лицами, вследствие которых у кредитной организации возникают требования в отношении указанного лица (лиц, входящих в группу лиц). Понятие группы лиц при определении максимального размера риска на связанное с кредитной организацией лицо (группу связанных с кредитной организацией лиц) используется в значении, определенном от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Нормативным актом Банка России определяются возможной связанности лица (лиц) с кредитной организацией, а также порядок осуществления Банком России контроля за соблюдением кредитными организациями расчета максимального размера риска на связанное с кредитной организацией лицо (группу связанных с кредитной организацией лиц). В целях определения максимального размера риска на связанное с кредитной организацией лицо (группу связанных с кредитной организацией лиц) Комитет банковского надзора вправе принять решение о признании лица лицом, связанным с кредитной организацией (входящим в группу связанных с кредитной организацией лиц) на основании мотивированного суждения.

Решение Комитета банковского надзора должно содержать обоснование признания лица (лиц) лицом, связанным с кредитной организацией (входящим в группу связанных с кредитной организацией лиц), в том числе информацию о признаках, на основании которых такое решение принято, сроки приведения кредитной организацией требований к лицу (лицам), признанному лицом, связанным с кредитной организацией (входящим в группу связанных с кредитной организацией лиц), в соответствие с величиной, установленной Банком России на основании настоящего Федерального закона.

Для рассмотрения Комитетом банковского надзора вопроса о признании лица (лиц) лицом, связанным с кредитной организацией (входящим в группу связанных с кредитной организацией лиц), Председатель Комитета банковского надзора имеет право направить обязательное для исполнения кредитной организацией о предоставлении кредитной организацией дополнительной информации. На основании решения Комитета банковского надзора Банк России направляет кредитной организации о признании лица (лиц) лицом, связанным с кредитной организацией (входящим в группу связанных с кредитной организацией лиц). Кредитная организация в течение 15 рабочих дней после дня получения такого требования вправе обжаловать его Председателю Банка России.

В заявлении об обжаловании кредитная организация обязана обосновать отсутствие связанности лица (лиц), в отношении которого (которых) направлено требование, с кредитной организацией. Председатель Банка России рассматривает данное заявление в течение 15 рабочих дней со дня его поступления в Банк России.

По результатам рассмотрения заявления об обжаловании Председатель Банка России отказывает кредитной организации либо отменяет требование.

По результатам приведения кредитной организацией максимального размера риска на лицо, признанное лицом, связанным с кредитной организацией (входящим в группу связанных с кредитной организацией лиц), в соответствие с величиной, установленной Банком России на основании настоящего Федерального закона, кредитная организация информирует об этом Банк России.

При этом в случае исполнения (частичного исполнения) обязательства перед кредитной организацией лицом (группой лиц), в отношении которого было направлено требование, кредитная организация направляет в Комитет банковского надзора информацию об указанных обстоятельствах, включая заявление, подтверждающее, что исполнение (частичное исполнение) указанного обязательства не было связано с принятием на себя кредитной организацией прямо или опосредованно (через третьих лиц) рисков понесения потерь. Комитет банковского надзора рассматривает информацию, представленную кредитной организацией, и принимает решение о признании факта приведения кредитной организацией максимального размера риска на лицо, признанное лицом, связанным с кредитной организацией (входящим в группу связанных с кредитной организацией лиц), в соответствие с величиной, установленной Банком России на основании настоящего Федерального закона, или об отказе в признании этого факта. Для рассмотрения Комитетом банковского надзора указанного вопроса Председатель Комитета банковского надзора (его заместитель) имеет право направить обязательное для исполнения кредитной организацией требование о предоставлении кредитной организацией дополнительной информации.

Нормативными актами Банка России определяются принятия Комитетом банковского надзора решения об отнесении лица к связанным с кредитной организацией лицам (входящим в группу связанных с кредитной организацией лиц) на основании мотивированного суждения, направления требований кредитной организации и рассмотрения обращений кредитной организации в соответствии с настоящей статьей. Решения Комитета банковского надзора и требования, предусмотренные настоящей статьей, могут быть обжалованы в арбитражный суд в порядке, установленном федеральными законами.

Банка России для банков с базовой лицензией могут устанавливаться особенности расчета максимального размера риска на связанное с кредитной организацией лицо (группу связанных с кредитной организацией лиц).
См. комментарии к статье 64.1 настоящего Федерального закона < статья 64> Статья 65 >> Содержание

Статья 73

изменена с 1 сентября 2021 г.

— от 5 апреля 2021 г. N 79-ФЗ изменена с 29 июля 2019 г. — от 18 июля 2019 г. N 190-ФЗ . Для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом меры по отношению к нарушителям.

Для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом меры по отношению к нарушителям. Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России в порядке, установленном Советом директоров, или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями, отобранными в , установленном нормативным актом Банка России. Об особенностях организации и проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) аудиторскими организациями по поручению Совета директоров Банка России см.

Банка России от 30 ноября 2014 г. N 3463-У Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) см.

Банка России от 25 февраля 2014 г.

N 149-И Уполномоченные представители (служащие) Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций (их филиалов), при необходимости снимать копии с соответствующих документов для приобщения к материалам проверки. проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), в том числе определение обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров.

При осуществлении функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала), за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. При этом проверкой могут быть охвачены только пять календарных лет деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующие году проведения проверки.

Проведение Банком России повторной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала) за уже проверенный период разрешается по следующим основаниям: если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации; по мотивированному решению Совета директоров.

Такое решение Совета директоров может приниматься в порядке контроля за деятельностью территориального учреждения Банка России, проводившего проверку, либо на основании ходатайства соответствующего структурного подразделения Банка России в целях оценки финансового состояния и качества активов и пассивов кредитной организации.

Для указанных целей ходатайство структурного подразделения Банка России должно содержать указания на выявленные признаки неустойчивого финансового положения кредитной организации, если эти признаки создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков) кредитной организации. Указанные признаки должны выявляться и оцениваться в соответствии с методиками, установленными нормативными актами Банка России.

Повторная проверка, проводимая на основании мотивированного решения Совета директоров, осуществляется при участии представителей центрального аппарата Банка России. Банк России вправе проверять деятельность расположенных на территориях иностранных государств кредитных организаций, входящих в состав банковских групп и банковских холдингов.

Центральный банк и (или) иной орган надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, может получить доступ в помещения расположенных на территории Российской Федерации кредитных организаций — участников банковских групп, головными организациями которых являются иностранные банки, и к информации об их деятельности при условии письменного согласия данных кредитных организаций — участников банковских групп. О результатах таких посещений указанные органы информируют Банк России.

Уполномоченные представители (служащие) Банка России вправе проводить осмотр предмета залога, принятого кредитной организацией в качестве обеспечения по ссуде, за исключением жилого помещения, гаража, гаражного бокса, машино-места, принадлежащих (предоставленных) физическому лицу, автомобилей легковых, мотоциклов и мотороллеров, принадлежащих физическому лицу и не используемых для целей предпринимательской деятельности, и земельного участка, предоставленного физическому лицу для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства или огородничества, а также зданий, строений, сооружений, находящихся на данном земельном участке, по месту его хранения (нахождения) и ознакомление с деятельностью заемщика — юридического лица либо индивидуального предпринимателя проверяемой кредитной организации и (или) залогодателя — юридического лица либо индивидуального предпринимателя, не являющегося заемщиком по данной ссуде, с выходом на место в и случаях, установленных Банком России. Кредитная организация обязана содействовать проведению уполномоченными представителями (служащими) Банка России осмотра предмета залога, принятого кредитной организацией в качестве обеспечения по ссуде, по месту его хранения (нахождения) и их ознакомлению с деятельностью заемщика — юридического лица либо индивидуального предпринимателя проверяемой кредитной организации и (или) залогодателя — юридического лица либо индивидуального предпринимателя, не являющегося заемщиком по данной ссуде, непосредственно на месте, в том числе по запросу Банка России обеспечивать присутствие представителей кредитной организации при осмотре предмета залога и ознакомлении с деятельностью заемщика — юридического лица либо индивидуального предпринимателя проверяемой кредитной организации и (или) залогодателя — юридического лица либо индивидуального предпринимателя, не являющегося заемщиком по данной ссуде. Полученная в ходе осмотра предмета залога и ознакомления с деятельностью заемщика — юридического лица либо индивидуального предпринимателя проверяемой кредитной организации и (или) залогодателя — юридического лица либо индивидуального предпринимателя, не являющегося заемщиком по данной ссуде, информация не подлежит разглашению без согласия лица, ее представившего, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и представления указанной информации кредитной организации.

За разглашение указанной информации Банк России несет ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

См. комментарии к статье 73 настоящего Федерального закона < статья 72.1> .1 >> Содержание

Статья 4

для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, федерального статистического наблюдения и составления и предоставления респондентами первичных статистических данных по этим формам; 17) с 1 января 2013 г.; См. текст от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ пункт 18 статьи 4 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, с 1 сентября 2013 г. 18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные; Пункт 18.1 изменен с 1 января 2019 г.

— от 3 августа 2021 г. N 322-ФЗ 18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, в случаях и , которые предусмотрены ; от 3 ноября 2010 г.

N 291-ФЗ статья 4 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 18.2 18.2) является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом; от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ статья 4 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 18.3, с 1 сентября 2013 г.

18.3) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком; от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ статья 4 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 18.4, с 1 сентября 2013 г.

18.4) осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению; от 29 июня 2015 г.

Статья 4

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу .

Банк России выполняет следующие функции:1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;1.1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;(п. 1.1 введен Федеральным от 23.07.2013 N 251-ФЗ)2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует ;2.1) утверждает рубля в виде знака;(п.

2.1 введен Федеральным от 12.06.2006 N 85-ФЗ)3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их ;4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;4.1) осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;(п. 4.1 введен Федеральным от 27.06.2011 N 162-ФЗ)5) устанавливает правила проведения ;6) утратил силу. — Федеральный от 24.02.2021 N 20-ФЗ;(см.

текст в предыдущей редакции)7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;8) принимает решение о кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;8.1) принимает решения о негосударственных пенсионных фондов;(п. 8.1 введен Федеральным от 28.12.2013 N 410-ФЗ)9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее — );9.1) осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;(п.

9.1 введен Федеральным от 23.07.2013 N 251-ФЗ)КонсультантПлюс: примечание.С 01.01.2022 ст. 4 дополняется п. 9.2 ( от 02.07.2021 N 359-ФЗ).

См. будущую редакцию.10) осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;(п. 10 в ред. Федерального от 23.07.2013 N 251-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)10.1) осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;(п. 10.1 введен Федеральным от 23.07.2013 N 251-ФЗ)10.2) осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;(п. 10.2 введен Федеральным от 23.07.2013 N 251-ФЗ)11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды , необходимых для выполнения функций Банка России;12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;КонсультантПлюс: примечание.С 01.01.2022 п.

14 ст. 4 излагается в новой редакции ( от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.14) утверждает бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, бухгалтерского учета для кредитных организаций и его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;(п. 14 в ред. Федерального от 23.07.2013 N 251-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)КонсультантПлюс: примечание.С 01.01.2022 п. 14.1 ст. 4 утрачивает силу ( от 02.07.2021 N 359-ФЗ).14.1) утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения;(п. 14.1 введен Федеральным от 23.07.2013 N 251-ФЗ)15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;16) принимает участие в прогноза платежного баланса Российской Федерации;(п.

16 в ред. Федерального от 28.03.2017 N 38-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)16.1) принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;(п.

16.1 введен Федеральным от 19.10.2011 N 285-ФЗ)16.2) организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж;(п. 16.2 в ред. Федерального от 28.03.2017 N 38-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)16.3) для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, федерального статистического наблюдения и составления и предоставления респондентами первичных статистических данных по этим формам;(в ред.

Федеральных законов от 28.03.2017 , от 18.07.2019 )(см. текст в предыдущей редакции)17) утратил силу с 1 января 2013 года.

— Федеральный от 21.11.2011 N 327-ФЗ;(см. текст в предыдущей редакции)18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;(п. 18 в ред. Федерального от 23.07.2013 N 251-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным ;(п. 18.1 введен Федеральным от 29.07.2004 N 97-ФЗ; в ред. Федерального от 03.08.2018 N 322-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)18.2) является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;(п. 18.2 введен Федеральным от 03.11.2010 N 291-ФЗ)18.3) осуществляет за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;(п. 18.3 введен Федеральным от 23.07.2013 N 251-ФЗ)18.4) осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;(п.

18.4 введен Федеральным от 23.07.2013 N 251-ФЗ)18.5) организовывает оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям (далее — финансовые сообщения);(п.

18.5 введен Федеральным от 29.06.2015 N 210-ФЗ)18.6) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации реализует мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;(п. 18.6 введен Федеральным от 03.04.2020 N 106-ФЗ)18.7) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику по обеспечению доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;(п. 18.7 введен Федеральным от 03.04.2020 N 106-ФЗ)19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Открыть полный текст документа

Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;18.2) является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;18.3) осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;18.4) осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;18.5) организовывает оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям (далее — финансовые сообщения);18.6) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации реализует мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;18.7) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику по обеспечению доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Статья 4.1. Банк России при осуществлении функций, предусмотренных федеральными законами, обязан разрабатывать и реализовывать политику по предотвращению, выявлению и управлению конфликтами интересов.

Статья 5.

Статья 75

изменена с 28 декабря 2019 г.

— от 27 декабря 2019 г. N 469-ФЗ . Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп, банковских холдингов) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций, а также стабильности банковской системы Российской Федерации.

В случае возникновения таких ситуаций Банк России вправе принимать меры, предусмотренные настоящего Федерального закона, а также в соответствии с федеральными законами осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций. Для предотвращения указанных в настоящей статье ситуаций Банк России ведет базу данных о лицах, занимающих должности, указанные в настоящего Федерального закона (кандидатах на указанные должности), других работниках кредитных организаций и об иных лицах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или нарушениям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России. ведения указанной базы данных устанавливается Банком России.

В целях ведения базы данных Банк России вправе запрашивать сведения у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц.

Лицо вправе направить в Банк России запрос о предоставлении информации о наличии (отсутствии) сведений о нем в указанной базе данных.

запроса, перечень прилагаемых к нему документов и сведений и их направления устанавливаются Банком России. Банк России в течение семи рабочих дней со дня получения данного запроса рассматривает его и направляет ответ, содержащий запрашиваемую информацию, в установленном им порядке. При осуществлении в соответствии с «О несостоятельности (банкротстве)» мер по предупреждению банкротства кредитных организаций Банк России на основании решения Совета директоров за счет денежных средств, составляющих Фонд консолидации банковского сектора, создаваемый в соответствии со настоящего Федерального закона, вправе: 1) приобретать акции (доли в уставном капитале) кредитных организаций, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства, в том числе по цене выше их номинальной стоимости; Пункт 2 изменен с 7 марта 2021 г.

— от 7 марта 2021 г. N 53-ФЗ 2) предоставлять кредитным организациям, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства, а также инвесторам, указанным в Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и являющимся банками, субординированные кредиты (депозиты, займы, облигационные займы), соответствующие требованиям, установленным Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Права требования Банка России по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) могут передаваться им в доверительное управление Управляющей компании; 3) предоставлять кредитным организациям, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства, кредиты, размещать депозиты, выдавать банковские гарантии.

Права (требования) Банка России по кредитам (депозитам, банковским гарантиям) могут передаваться им в доверительное управление Управляющей компании; 4) осуществлять продажу приобретенных акций (долей в уставном капитале) кредитных организаций, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства, в том числе по цене ниже цены их приобретения Банком России; 5) приобретать и отчуждать приобретенное имущество (имущественные права) кредитных организаций, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства, а также права (требования) к кредитным организациям, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства; 6) предоставлять Управляющей компании кредит для финансирования урегулирования обязательств банка в случае привлечения ее Банком России для осуществления мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в урегулировании обязательств банка; 7) передавать в доверительное управление, в том числе для формирования паевого инвестиционного фонда, Управляющей компании приобретенные Банком России акции (доли в уставном капитале), имущество (имущественные права) кредитных организаций, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства, права (требования) к кредитным организациям, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства, и (или) к кредитным организациям, выступающим инвесторами последних, а также денежные средства. На заключаемые Банком России договоры доверительного управления имуществом, предусмотренным настоящим пунктом, в том числе на договор доверительного управления паевым инвестиционным фондом, не распространяются требования о предельных сроках договоров доверительного управления имуществом.

Банк России на основании решения Совета директоров вправе осуществлять продажу приобретенных акций (долей в уставном капитале) кредитных организаций, в отношении которых осуществлялись меры по предупреждению банкротства, в том числе по цене ниже цены их приобретения Банком России.