Главная - Статьи - Изменение участия прокурора в суде с 29 07 2021

Изменение участия прокурора в суде с 29 07 2021


Оглавление:

Приказ Генпрокуратуры России от 11.01.2021 N 2 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве»


В целях пресечения необоснованного предоставления судом отсрочки (рассрочки) исполнения судебного решения, вынесенного по заявлению прокурора, использовать полномочия по обжалованию соответствующего определения суда. 5. Во всех судебных инстанциях обеспечить обязательное участие прокурора и дачу им мотивированного заключения по делам, предусмотренным ГПК РФ, КАС РФ, и в иных случаях, установленных федеральными законами.Учесть, что в рассмотрении дел судами участвуют, как правило, работники прокуратур соответствующего уровня по месту нахождения суда, в производстве которого находится дело, при необходимости с привлечением прокуроров специализированных прокуратур.6.

Прокурорам, участвующим в рассмотрении дел судами, до начала судебного разбирательства детально изучать материалы дела, анализировать законодательство и судебную практику по спорным правоотношениям.По всем возникающим при рассмотрении дела вопросам занимать аргументированную позицию, активно участвовать в исследовании доказательств, при необходимости инициировать их истребование, а также эффективно использовать иные права лица, участвующего в деле.Принять во внимание, что в соответствии с положениями ГПК РФ и К АС РФ доказательства в суд представляются как на бумажном носителе, так и в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.При рассмотрении дела по правилам упрощенного (письменного) производства, по которому участие прокурора является обязательным, направлять в суд заключение в письменной форме.Исключить случаи дачи заключения по делу, в котором орган прокуратуры выступает в качестве истца, ответчика, третьего или заинтересованного лица.При выявлении в ходе судебного разбирательства нарушений закона обращаться к суду с ходатайством о вынесении частного определения в адрес соответствующей организации или должностного лица, допустивших такие нарушения.6.1. Участие в рассмотрении дел апелляционными и кассационными судами общей юрисдикции, апелляционным и кассационным военными судами, а также Верховным Судом Российской Федерации обеспечивать должностным лицам Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры, при необходимости — иных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Приказ Генпрокуратуры России от 30.06.2021 N 376 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства»

В случае отказа в удовлетворении или оставления без рассмотрения иска прокурора, частичного удовлетворения заявленных требований при наличии оснований решать вопрос об оспаривании судебного решения.

О результатах рассмотрения судом гражданского иска в уголовном деле информировать подготовившего гражданский иск прокурора.

3.8. При даче согласия на рассмотрение уголовных дел в особом порядке судебного разбирательства (главы 32.1, 40 и 40.1 УПК РФ) руководствоваться требованиями закона об условиях его применения. В случае, когда позиция государственного обвинителя о характере и пределах содействия обвиняемого следствию расходится с мнением, выраженным в представлении прокурора об особом порядке проведения судебного заседания в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, незамедлительно докладывать об этом прокурору, поручившему поддержание государственного обвинения.

3.9. Участие в рассмотрении ходатайств в порядке, установленном статьей 446.2 УПК РФ, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа считать обязательным. При формировании своей позиции о возможности применения указанной меры уголовно-правового характера учитывать соблюдение обязательных условий ее применения, предусмотренных статьей 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), статьей 25.1 и частью 2 статьи 27 УПК РФ, фактические обстоятельства, подтвержденные материалами уголовного дела, степень общественной опасности совершенного деяния, а также исходить из принципа справедливости (статья 6 УК РФ) и назначения уголовного судопроизводства (статья 6 УПК РФ).

При формировании своей позиции о возможности применения указанной меры уголовно-правового характера учитывать соблюдение обязательных условий ее применения, предусмотренных статьей 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), статьей 25.1 и частью 2 статьи 27 УПК РФ, фактические обстоятельства, подтвержденные материалами уголовного дела, степень общественной опасности совершенного деяния, а также исходить из принципа справедливости (статья 6 УК РФ) и назначения уголовного судопроизводства (статья 6 УПК РФ). 3.10. Исходить из того, что государственный обвинитель, руководствуясь законом и совестью, может отказаться от обвинения только после всестороннего исследования доказательств. Мотивированные отказ от обвинения, изменение обвинения в сторону смягчения представлять суду в письменной форме.

3.11.

Предлагается расширить полномочия прокурора в арбитражном процессе

18 Июня 2021 Фотобанк Лори Один из экспертов «АГ» отметил, что данная инициатива, с одной стороны, является вполне обоснованной, поскольку она дает возможность арбитражному суду в «подозрительных» ситуациях напрямую по своей инициативе привлекать прокурора для проверки, но, с другой точки зрения, необходим механизм контроля со стороны судебных инстанций за действиями самих прокуроров. По мнению второго эксперта, существует ряд вопросов, на которые ни сам текст законопроекта, ни пояснительная записка не дают разъяснений. 11 июня в Госдуму внесен № 1192314-7, которым предлагается внести поправки в Арбитражный и Гражданский процессуальные кодексы.

Так, ч. 1 ст. 52 АПК предлагается дополнить указанием на то, что прокурор имеет право на обращение в арбитражный суд с исками о признании недействительными сделок, совершенных в целях уклонения от исполнения обязанностей и процедур, предусмотренных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательством о налогах и сборах, валютным законодательством, правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, и о применении последствий их недействительности. В ч. 5 этой же статьи предлагается прописать, что прокурор может вступать в дела на любой стадии арбитражного процесса, если выявлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что являющийся предметом судебного разбирательства спор инициирован в целях уклонения от исполнения обязанностей и процедур, предусмотренных законодательством о ПОД/ФТ.

«Прокурор вправе по своей инициативе или по инициативе суда вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса, в том числе при рассмотрении арбитражным судом заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного суда, с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле»

, – указывается в законопроекте.

Аналогичные изменения вносятся и в ч. 3 ст. 45 ГПК. В пояснительной записке отмечается, что законопроектом предлагается предусмотреть право прокурора вступать в арбитражный процесс в целях осуществления возложенных на него полномочий для защиты интересов государства как по своей инициативе, так и по инициативе суда. Напомним, что в настоящий момент прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов, с иском о признании недействительными сделок, с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной федеральными и региональными органами госвласти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами.

Также прокурор может подать иск об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.

Руководитель практик разрешения споров и международного арбитража, адвокат отметил, что предлагаемая инициатива, с одной стороны, является вполне обоснованной, поскольку она дает возможность арбитражному суду в «подозрительных» ситуациях напрямую по своей инициативе привлекать прокурора для проверки.

Руководитель практик разрешения споров и международного арбитража, адвокат отметил, что предлагаемая инициатива, с одной стороны, является вполне обоснованной, поскольку она дает возможность арбитражному суду в «подозрительных» ситуациях напрямую по своей инициативе привлекать прокурора для проверки.

Эксперт указывает на то, что арбитражные суды и раньше имели возможность при определенных ситуациях обратиться в те или иные инстанции, однако эти процессы были затруднительными. «Ранее у арбитражных судов в таких ситуациях была возможность либо привлечения Росфинмониторинга (который, по общему правилу, дистанцируется от споров, непосредственно не связанных с его функционалом), либо вынесения частного определения в порядке ст. 188.1 АПК РФ (в случае если при рассмотрении дела арбитражный суд обнаружит в действиях лиц, участвующих в деле, иных участников арбитражного процесса, должностных лиц или иных лиц признаки преступления, копия частного определения арбитражного суда направляется в органы дознания или предварительного следствия)», – подчеркнул адвокат.

Вместе с тем Артур Зурабян выразил обеспокоенность тем, что поправки могут создать условия для злоупотребления полномочиями недобросовестными участниками процесса.

«Как следует из пояснительной записки к законопроекту, в данном случае на основании дополнительно предоставляемых законопроектом полномочий у прокурора появится еще и право требовать пересмотра по новым или вновь открывшимся обстоятельствам практически любого арбитражного дела. А это означает, что для недобросовестных участников процесса, которые зачастую прибегают к помощи нечистых на руку сотрудников правоохранительных органов – к большому сожалению, есть и такие, – и пытаются пересмотреть вступившие в законную силу судебные акты через различного рода уголовные дела, – сокращается возможный путь для достижения своей цели», – выразил эксперт.

В связи с этим, по его мнению, необходим механизм контроля со стороны судебных инстанций за действиями самих прокуроров. Руководитель арбитражной практики Адвокатского бюро г.

Москвы «Халимон и партнеры» считает, что существует ряд вопросов к данной инициативе, на которые ни сам текст законопроекта, ни пояснительная записка не дают разъяснений. По его мнению, не до конца понятно, приведут ли предлагаемые изменения к прекращению использования судебной власти в противоправных целях.

Также он считает, что введение прокуроров в процессы о признании недействительности и о применении последствий недействительности указанных сделок создает вопрос о доверии государства к судебной власти.

По мнению Игоря Ершова, важно понять насколько соотносятся предлагаемые изменения с существующими механизмами по выявлению и пресечению органами государственной власти противоправной деятельности в данных сферах.

«Насколько соотносится заявленная цель с тем, что прокуроры будут иметь лишь право, а не обязанность подать иски о признании недействительными или о применении последствий недействительности таких сделок?»

– интересуется эксперт. Адвокат также считает, что законодателю необходимо выделить критерии, по которым будет реализовано право прокуроров на подачу исков. В связи с этим эксперт предполагает, что указанные полномочия необходимо предоставлять не прокурорам, а судам.

«Возможно, стоит не прокуроров вводить в процессы, а предоставить дополнительные права судам в части истребования доказательств с целью выявления противоправной деятельности участников оборота»

, – предложил Игорь Ершов. Анжела Арстанова 18 Июня 2021 Рассказать: Мнения Обзоры и аналитика Опрос Как нам улучшить контент «АГ»? Просим читателей ответить на несколько вопросов о содержании «Адвокатской газеты»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г.

N 18 г. Москва «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства»

Направление заинтересованным лицом сообщения, имеющего информационный характер и (или) являющегося основанием для обращения в суд, не является досудебным порядком урегулирования спора. К таким сообщениям, в частности, относятся:заблаговременное уведомление участником соответствующего гражданско-правового сообщества иных участников данного сообщества о намерении обратиться с иском в суд (пункт 6 статьи 1814 ГК РФ);требование вознаграждения лицом, нашедшим вещь (статья 229 ГК РФ);извещение участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу (статья 250 ГК РФ);требование участников долевой собственности о выделе своей доли (статья 252 ГК РФ);требование собственника, наймодателя или других заинтересованных лиц, направленное в адрес гражданина, право пользования жилым помещением которого прекратилось по основаниям, предусмотренным законом или договором, а также в случаях использования гражданином жилого помещения не по назначению, систематического нарушения им прав и законных интересов соседей или бесхозяйственного обращения с жилым помещением, о необходимости освободить жилое помещение в установленный собственником, нанимателем или другим заинтересованным лицом срок (часть 1 статьи 35, часть 1 статьи 91 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее — ЖК РФ);требование участника долевого строительства об устранении выявленных в течение гарантийного срока недостатков (дефектов) объекта долевого строительства (часть 6 статьи 7 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ

«Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

).5. Если иное не предусмотрено законом, при обращении в суд прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов в защиту публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан соблюдение данными лицами досудебного порядка урегулирования спора не требуется (абзац четвертый части 5 статьи 4 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ).6.

Подготовлены новые правила участия прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства

Анонсы 7 сентября 2021 Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ».

Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

20 сентября 2021 Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца. 30 апреля 2021 Для общественного обсуждения размещен проект приказа Генерального прокурора РФ «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства».
30 апреля 2021 Для общественного обсуждения размещен проект приказа Генерального прокурора РФ

«Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства»

.

В случае принятия он заменит с аналогичным названием.В новом проекте сохранены многие положения уже действующего, но есть и новеллы. К примеру, отдельно подчеркивается обязанность вышестоящих прокуроров обеспечить оптимальное и равномерное распределение нагрузки на государственных обвинителей с учетом их квалификации и опыта работы, сложности и объема уголовных дел, по которым поддерживается государственное обвинение.Руководство также должно будет не допускать возникновения обстоятельств, исключающих участие государственного обвинителя в производстве по уголовному делу в соответствии со и . Кроме того, необходимо исключить возможность выбора прокурорами дел, по которым ими будет поддерживаться государственное обвинение, а также случаи немотивированной замены государственного обвинителя.Провозглашается недопустимым любое давление на государственных обвинителей, принуждение их к отстаиванию выводов органов предварительного расследования, не подтвержденных исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.

Если вышестоящий прокурор будет принципиально несогласен с позицией обвинителя, ему необходимо оперативно заменить обвинителя или поддерживать обвинение самому.Уточняется, что аттестованным работникам органов прокуратуры следует участвовать в судебном заседании в форменном обмундировании или в военной форме одежды.Новые правила предписывают прокурорам в установленных законом случаях предлагать суду вынести частное определение (постановление).Отдельный пункт посвящен гражданским искам. Так, прокуроры должны будут способствовать принятию судом законных, обоснованных и справедливых решений по заявленным гражданским искам.

Если имеются основания для предъявления гражданского иска на основании , однако до начала судебного разбирательства иск прокурором не предъявлен, информировать об этом прокурора, обладающего соответствующими полномочиями. В случае отказа в удовлетворении или оставлении без рассмотрения иска прокурора, частичного удовлетворения заявленных требований при наличии оснований решать вопрос об оспаривании судебного решения.

О результатах рассмотрения судом гражданского иска в уголовном деле следует информировать подготовившего гражданский иск прокурора.В проекте упоминаются специальные каналы связи, которые фактически используют сегодня прокуроры.

К примеру, по действующим правилам прокуроры представляют в вышестоящую прокуратуры копии приговоров, обжалованных в апелляционном порядке, в том числе с использованием электронной почты.

По новым правилам они должны будут делать это с помощью единой защищенной сети передачи данных органов прокуратуры (ИСОП, АИК «Надзор-WEB»).Прокуратура по-прежнему будет изучать и распространять положительный опыт работы и определять на конкурсной основе лучших государственных обвинителей.

Остается также обязанность использовать СМИ для освещения деятельности прокуроров, предоставляя им достоверные и юридически обоснованные материалы. _____________________________ С проекта Генерального прокурора Российской Федерации

«Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства»

и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 04/15/04-21/00115567).

Теги: , , , , Источник: Документы по теме:Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 25 декабря 2012 г.

№ 465 «»Читайте также: Бакалавриата юриспруденции будет недостаточно.

Соответствующее требование планируется закрепить в кодексе этики и служебного поведения сотрудников прокуратуры. Также глава государства указал на необходимость контроля за применением меры пресечения в виде содержания под стражей.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ. Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя.

Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года. ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г.

Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, . 8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок) Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб.

3136), . Реклама на портале. Если вы заметили опечатку в тексте,выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Подготовлена новая редакция правил прокурорского надзора за работой органов предварительного следствия

Генеральная прокуратура РФ разместила для обсуждения соответствующий проект. Он должен заменить действующий приказ Генеральной прокуратуры РФ от 28 декабря 2016 г. № 826 «».Периодичность выездов в следственные органы для осуществления надзора сохранится (не реже одного раза в месяц).

Но источников информации стало больше: при проведении проверок прокуроры должны будут учитывать сведения медицинских и иных учреждений и организаций, а также информацию из Интернета.Как и сегодня, проект приказа ориентирует прокуроров обращать внимание на соблюдение срока, в течение которого следователь должен направить в прокуратуру копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (). Существенным нарушением будет задержка более чем на 24 часа, такие же правила действуют в настоящее время.Новая обязанность прокуроров – отслеживать немотивированные отказы заявителей от возбуждения уголовного дела.

В этом случае прокурор должен будет связаться с заявителем и получить от него объяснение. Личная встреча при этом не обязательна, достаточно звонка.Прокурорским работникам предписано также пресекать случаи возбуждения уголовных дел по факту при наличии данных о совершении деяния конкретным лицом.Если прокурор отменил незаконное или необоснованное постановление о возбуждении уголовного дела, он должен будет незамедлительно информировать об этом вышестоящего прокурора с приложением копий соответствующих процессуальных документов.Отдельно подчеркивается, что в необходимых случаях прокуроры должна предъявлять гражданские иски в рамках уголовного производства ().Кроме того, прокуроры должны будут следить за тем, чтобы уголовное преследование не превращалось в средство давления на предпринимателей и инструмент решения хозяйственных споров.Прокурорам также предписывается принципиально реагировать на практику подмены процессуальных решений о продлении срока предварительного следствия путем его приостановления с последующим возобновлением. _____________________________ С текстом проекта приказа Генерального прокурора РФ

«Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»

и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 04/15/08-21/00119443).

Приказ Генпрокуратуры России от 30.06.2021 N 376 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства»

При даче согласия на рассмотрение уголовных дел в особом порядке судебного разбирательства (, и УПК РФ) руководствоваться требованиями закона об условиях его применения.В случае, когда позиция государственного обвинителя о характере и пределах содействия обвиняемого следствию расходится с мнением, выраженным в представлении прокурора об особом порядке проведения судебного заседания в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, незамедлительно докладывать об этом прокурору, поручившему поддержание государственного обвинения.3.9. Участие в рассмотрении ходатайств в порядке, установленном УПК РФ, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа считать обязательным.При формировании своей позиции о возможности применения указанной меры уголовно-правового характера учитывать соблюдение обязательных условий ее применения, предусмотренных Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), и УПК РФ, фактические обстоятельства, подтвержденные материалами уголовного дела, степень общественной опасности совершенного деяния, а также исходить из принципа справедливости ( УК РФ) и назначения уголовного судопроизводства ( УПК РФ).3.10. Исходить из того, что государственный обвинитель, руководствуясь законом и совестью, может отказаться от обвинения только после всестороннего исследования доказательств.Мотивированные отказ от обвинения, изменение обвинения в сторону смягчения представлять суду в письменной форме.3.11.

О результатах рассмотрения уголовного дела не позднее дня, следующего за днем провозглашения судебного решения, рапортом докладывать прокурору, давшему поручение о поддержании государственного обвинения.Рапорт вместе с копией судебного решения, а также формулировками по разрешенным судом вопросам, перечисленным в УПК РФ, приобщать к надзорному (наблюдательному) производству. 3.12. В установленный законом срок изучать протокол и при необходимости аудиозапись судебного заседания, при несогласии с ними приносить замечания.

Генпрокуратура уточнит особенности участия прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства

В проекте приказа указывается, что о выявленных обстоятельствах, которые могут повлечь прекращение уголовных дел по реабилитирующим основаниям либо вынесение оправдательного приговора, необходимо своевременно ставить в известность вышестоящего прокурора.

Согласно документу особое внимание необходимо уделять повышению профессионального уровня гособвинителей, в первую очередь прокуроров, не имеющих достаточного опыта участия в судебных процессах.

Также важно организовать систему профессиональной учебы, постоянно совершенствовать учебно-методический процесс, привлекая к участию в проведении учебных мероприятий наиболее опытных работников прокуратуры, ученых-юристов, особое внимание уделять методике и тактике поддержания государственного обвинения в суде с участием присяжных заседателей.

Ольга Туренко заметила, что в целом документом подчеркивается важность активного участия прокурора в исследовании доказательств, способствования принятию судом законного, обоснованного и справедливого решения, соблюдению прав, свобод и законных интересов участников процесса, требований закона о разумном сроке уголовного судопроизводства.

«Внушительный объем проекта посвящен регламентированию норм, направленных на повышение уровня и четкости системы контроля за деятельностью прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства и на оптимизацию документооборота и организации работы в структуре»

, – подчеркнула она.

Адвокат АП Новосибирской области в свою очередь заметил, что проект приказа является компиляцией выдержек из УПК и Закона о прокуратуре и представляет собой его раздел IV, но «с комментариями», наличие и существо которых не вызваны необходимостью: «Прокурору указывается, например, руководствоваться требованиями закона при даче подсудимым согласия на рассмотрение уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства.

Адвокат АП Новосибирской области в свою очередь заметил, что проект приказа является компиляцией выдержек из УПК и Закона о прокуратуре и представляет собой его раздел IV, но «с комментариями», наличие и существо которых не вызваны необходимостью: «Прокурору указывается, например, руководствоваться требованиями закона при даче подсудимым согласия на рассмотрение уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства.

Трудно представить, что руководствоваться при этом можно чем-то другим». По мнению адвоката, приказ относится к «мертворожденным» документам: он

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2021 г. N 22 г. Москва «О внесении изменений в отдельные постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам»

Судам необходимо иметь в виду, что рассмотрение уголовного дела в особом порядке не освобождает суд от обязанности исследовать вопросы, касающиеся гражданского иска, и принять по нему решение.

В частности, суд при постановлении обвинительного приговора вправе удовлетворить гражданский иск, если его требования вытекают из обвинения, с которым согласился обвиняемый, и не имеется препятствий для разрешения его судом по существу.

При наличии соответствующих оснований гражданский иск может быть оставлен без рассмотрения, производство по нему прекращено, в его удовлетворении может быть отказано либо по иску принято решение о передаче его на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства.Вопросы, указанные в пунктах 101 — 12 части 1 статьи 299 УПК РФ, в приговоре или постановлении о прекращении уголовного дела (часть 91 статьи 316 УПК РФ) разрешаются судом с учетом положений части 5 статьи 316 УПК РФ на основании материалов уголовного дела с указанием мотивов принятого решения. При необходимости в целях уточнения обстоятельств, значимых для разрешения указанных вопросов, суд оглашает имеющиеся в деле и дополнительно представленные сторонами матери-алы.

«;9) пункт 12 исключить;10) дополнить пунктом 121 следующего содержания:»

121.

С учетом особенностей судопроизводства, осуществляемого в соответствии с нормами главы 40 УПК РФ, в описательно-мотивировочной части приговора или постановления о прекращении уголовного дела необходимо отразить, что суд удостоверился в соблюдении установленных законом условий.В частности, следует указать, что обвинение обоснованно, подтверждается собранными по делу доказательствами, а подсудимый понимает существо предъявленного ему обвинения и соглашается с ним в полном объеме; он своевременно, добровольно и в присутствии защитника заявил ходатайство об особом порядке, осознает характер и последствия заявленного им ходатайства; государственным или частным обвинителем и потерпевшим не высказано возражений против рассмотрения дела в особом порядке.Изменение

ГПК РФ Статья 45. Участие в деле прокурора

  • Статья 45. Участие в деле прокурора

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу 1.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.(в ред.

Федерального от 05.04.2009 N 43-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)2. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его не заявит об отказе от иска.

При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.3.

Прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий.

Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела. Открыть полный текст документа Ст. 45 ГПК РФ. Участие в деле прокурора

УПК РФ Статья 37.

Прокурор

  • Статья 37. Прокурор

(в ред. Федерального от 05.06.2007 N 87-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) 1.

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, производстве дознания или предварительного следствия;(п. 3 в ред. Федерального от 27.12.2019 N 499-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;5.1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом;(п. 5.1 введен Федеральным от 28.12.2010 N 404-ФЗ)5.2) рассматривать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, выносить постановление об удовлетворении такого ходатайства либо об отказе в его удовлетворении, заключать досудебное соглашение о сотрудничестве, выносить постановление об изменении или о прекращении действия такого соглашения в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;(п. 5.2 введен Федеральным от 03.07.2016 N 322-ФЗ)6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;(в ред.

Федерального от 30.12.2015 N 440-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном настоящего Кодекса;8.1) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока запрета определенных действий, срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, поступившему или направляемому в суд с обвинительным заключением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, а также ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в случае, предусмотренном настоящего Кодекса;(в ред. Федеральных законов от 18.04.2018 , от 12.11.2018 )(см.

текст в предыдущей редакции)9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;(п.

12 в ред. Федерального от 28.12.2010 N 404-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;14) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;(п. 14 в ред. Федерального от 04.03.2013 N 23-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;(в ред.

Федерального от 04.03.2013 N 23-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.2.1.

По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.(часть вторая.1 введена Федеральным от 02.12.2008 N 226-ФЗ)3.

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.4. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.5. Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.6.

В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти).

В случае несогласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.(в ред. Федерального от 28.12.2010 N 404-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции) Открыть полный текст документа Ст.

37 УПК РФ. Прокурор

Приказ Генпрокуратуры России от 11.01.2021 N 2 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве»

В целях пресечения необоснованного предоставления судом отсрочки (рассрочки) исполнения судебного решения, вынесенного по заявлению прокурора, использовать полномочия по обжалованию соответствующего определения суда. 5. Во всех судебных инстанциях обеспечить обязательное участие прокурора и дачу им мотивированного заключения по делам, предусмотренным частью 3 РФ, частью 7 , и в иных случаях, установленных федеральными законами.

Учесть, что в рассмотрении дел судами участвуют, как правило, работники прокуратур соответствующего уровня по месту нахождения суда, в производстве которого находится дело, при необходимости с привлечением прокуроров специализированных прокуратур. 6. Прокурорам, участвующим в рассмотрении дел судами, до начала судебного разбирательства детально изучать материалы дела, анализировать законодательство и судебную практику по спорным правоотношениям.

По всем возникающим при рассмотрении дела вопросам занимать аргументированную позицию, активно участвовать в исследовании доказательств, при необходимости инициировать их истребование, а также эффективно использовать иные права лица, участвующего в деле. Принять во внимание, что в соответствии с положениями РФ и статьи 70 К АС РФ доказательства в суд представляются как на бумажном носителе, так и в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

При рассмотрении дела по правилам упрощенного (письменного) производства, по которому участие прокурора является обязательным, направлять в суд заключение в письменной форме. Исключить случаи дачи заключения по делу, в котором орган прокуратуры выступает в качестве истца, ответчика, третьего или заинтересованного лица.