Главная - Статьи - Камеры нарошения могут пробить вадителя

Камеры нарошения могут пробить вадителя


Камеры нарошения могут пробить вадителя

Большой брат: все, что нужно знать о камерах фиксации нарушений ПДД и методах их обнаружения


Например, знаменитая фоторадарная установка «КРИС-П», которая может оказаться в любом месте в любое время, но особенно любит скрываться на прямой и ровной загородной дороге с ограничением в 40 км/ч. Ладно эти 40 км/ч – многие получали «письма счастья», в которых вообще нет нарушения. Всем известны резонансные штрафы за автомобиль, перемещающийся на эвакуаторе, или неправильно определенная скорость движения, или пересечение сплошной, которого не было.

Ошибочный штраф за пересечение сплошной Matador.tech запросил комментарий по таким ошибкам у одного из крупных производителей камер для различных регионов РФ.

«Ошибки получают большой резонанс: они действительно бывают, но их процент ничтожно мал на фоне общего количества штрафов, но именно к ним повышенное внимание.

Штрафы, выписанные комплексами, проверяют люди, и они тоже ошибаются, пропускают ошибочные штрафы, не хватает специалистов по обработке постановлений, что сдерживает распространение камер.

Наиболее надежный в плане минимального брака – радарный комплекс. При линейных нарушениях – например, на перекрестке – процент ошибки больше, многое зависит от расположения камер и настройки, поэтому так долго устанавливали комплексы на перекрестках, долго доводили до ума. Самый большой процент ошибок – к сожалению, парковка.

С точки зрения алгоритма сложно бывает отличить, едет машина или стоит, может быть зона не так настроена – с этим стараются бороться, планируют ставить радары для большей надежности. На процент ошибок влияет много факторов в комплексе: само оборудование, зоны, настройка, пост-обработка. Сейчас нет такого, чтобы на камерах «стригли деньги», не зависит прибыль от количества штрафов.

Главная цель камер – повышение безопасности, и этому они действительно помогают».

Если довелось получить неправильный штраф, его можно отменить.

Но оспаривать штрафы с камеры – дело неблагодарное.

Кадр без протокола

Важное для автомобилистов решение опубликовал Верховный суд.

В нем разъясняется, что должны снимать на видео инспекторы ГИБДД при оформлении нарушения правил дорожного движения. Процесс проверки на алкогольное опьянение и его результат должны быть зафиксированы на видео. Фото: Сергей Куксин/РГ Напомним, что освидетельствование на алкогольное опьянение, направление на медосвидетельствование, а также оформление отказа от прохождения медосвидетельствования должны проходить либо в присутствии двух понятых, либо под видеозапись.

Фото: Сергей Куксин/РГ Напомним, что освидетельствование на алкогольное опьянение, направление на медосвидетельствование, а также оформление отказа от прохождения медосвидетельствования должны проходить либо в присутствии двух понятых, либо под видеозапись.

Из-за нарушений процедуры оформления суды часто освобождают водителей от наказания. Например, если отсутствовали понятые и видеозапись не велась — это повод прекратить дело.

В данном случае, как сообщает портал pravo.ru, водитель попытался оспорить лишение его прав на том основании, что сотрудники ГИБДД не сняли на видео момент оформления протокола.Итак, некоего Олега Корсака в 9 утра остановили инспекторы ГИБДД в Нижегородской области. При проверке документов они почувствовали запах алкоголя и предложили водителю пройти освидетельствование на алкогольное опьянение — дыхнуть в алкотестер.

Однако Корсак от этого заманчивого предложения отказался.Свой отказ в суде Корсак мотивировал тем, что на приборе был установлен мундштук, а инспекторы отказались его менять. Ему предложили пройти медосвидетельствование.

Но и от этого водитель отказался. Тогда инспектор оформил протокол по части 1 статьи 12.26 Кодекса об административных правонарушениях — отказ от медосвидетельствования. А мировой суд лишил Корсака прав на полтора года и назначил штраф 30 тысяч рублей.Правовые аспекты эксплуатации авто эксперты «РГ» в рубрике «Юрконсультация»Это решение водитель обжаловал во всех инстанциях, утверждая, что протоколы его заставили подписать, от управления его не отстраняли и машину не задерживали.

А мировой суд лишил Корсака прав на полтора года и назначил штраф 30 тысяч рублей.Правовые аспекты эксплуатации авто эксперты «РГ» в рубрике «Юрконсультация»Это решение водитель обжаловал во всех инстанциях, утверждая, что протоколы его заставили подписать, от управления его не отстраняли и машину не задерживали.

А это — грубейшие процессуальные нарушения, поэтому решение мирового судьи необходимо отменить.В жалобе в Верховный суд он в дополнение ко всему указал, что оформление происходило без понятых, а инспекторы не вели видеозапись оформления протокола и того момента, когда он его подписывает.Верховный суд, изучив дело, указал, что, согласно материалам, водитель был отстранен от управления, о чем есть протокол, подписанный самим Корсаком. Никаких замечаний по поводу отстранения он не выразил.Машина также была задержана.

В деле есть протокол задержания, подписанный водителем.

И в нем также нет никаких замечаний.Вопреки доводам автора жалобы, в материалах дела есть видеозапись, на которой зафиксирован отказ Корсака от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования.

Из видеозаписи следует, что права Корсаку разъяснены и понятны.

Также ему разъяснена ответственность, предусмотренная КоАП, за отказ от прохождения медосвидетельствования. Какого-либо давления на Корсака, согласно видеозаписи, не оказывалось, отметил Верховный суд.То обстоятельство, что на видеозаписи не отражен момент составления протоколов по делу, не влечет безусловную отмену судебных актов, поскольку все протоколы составлены в присутствии Корсака, их копии ему вручены, замечаний по их составлению от него не поступало.

По этой причине ВС оставил в силе и без изменений решения нижестоящих судов.Как видно из этого решения, закон не требует съемки процесса заполнения протокола.

Главное, что на видео есть разъяснение прав, зафиксирован отказ от обоих освидетельствований, разъяснены последствия этого отказа.Если бы проводилось освидетельствование на алкогольное опьянение, то на видео должна быть запечатлена эта процедура. Если бы он согласился на медосвидетельствование, то и этот момент должны были бы зафиксировать.

При этом само медосвидетельствование на видео не фиксируется. И понятые в кабинете врача не присутствуют.

Знать в лицо: как работают камеры видеофиксации нарушений

В результате мотоциклисты чувствуют себя безнаказанными и на скоростные ограничения внимания не обращают. Шустрый и компактный байк камера может зафиксировать некорректно, поскольку он едет практически впритирку к машинам. Угадайте, кто в таком случае получит «письмо счастья»?

Прецеденты есть.

Мода на камеры, считывающие задние номерные знаки, появилась в этом году.

В Москве, например, многие из свежих комплексов «стреляют» именно в спину. Кроме того, на дорогах шириной от двух до четырех полос комплекс может отрабатывать оба направления движения.

Если Стрелка установлена ровно над разделительной линией, она, скорее всего, фиксирует и приближающиеся, и удаляющиеся автомобили.Мода на камеры, считывающие задние номерные знаки, появилась в этом году. В Москве, например, многие из свежих комплексов «стреляют» именно в спину.

Кроме того, на дорогах шириной от двух до четырех полос комплекс может отрабатывать оба направления движения.

Если Стрелка установлена ровно над разделительной линией, она, скорее всего, фиксирует и приближающиеся, и удаляющиеся автомобили. Материалы по теме Измерять скорость можно и иными способами.

Например, комплексы «Автодория» вычисляют среднюю скорость на отрезке от пары сотен метров до нескольких километров.

Никакой радарной части в «Автодории» нет, лишь камеры, фотографирующие автомобиль в начале и конце заданного участка. Расстояние известно, время проезда тоже — скорость вычисляется по простейшей формуле. Но ошибки бывают! Известны случаи, когда пары фотографий система составляла неверно, фиксируя на въезде один автомобиль, а на выезде — другой.

Виной тому похожие номерные знаки и сбои в их распо­знавании.Система «Вокорд» умеет измерять среднюю скорость одной камерой, делающей несколько снимков подряд.

В данном случае радар тоже не используется. Учитывая крайне небольшой отрезок дороги в поле зрения камеры, можно говорить о наказании за превышение фактической скорости.Система «Автоураган» определяет скорость «сертифицированным оптическим методом по видеоизображению».

Автоматические камеры ГИБДД теперь не смогут разорять водителей.

Объясняю, почему необоснованных штрафов станет меньше

8 мая202 тыс.

прочитали281 тыс. просмотра публикацииУникальные посетители страницы202 тыс. прочитали до концаЭто 72% от открывших публикацию2,5 минуты — среднее время чтенияДрузья, привет! Практически каждый водитель в РФ получал штрафы с автоматических камер фиксации нарушений ПДД. И далеко не всегда подобные санкции являются справедливыми.Сегодня расскажу о поправках в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые помогут автомобилистам бороться с необоснованными штрафами.Камера фиксации нарушений ПДД, фото: njcar.ruНе секрет, что ГИБДД штрафует водителей буквально за каждый чих.

И далеко не всегда подобные санкции являются справедливыми.Сегодня расскажу о поправках в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые помогут автомобилистам бороться с необоснованными штрафами.Камера фиксации нарушений ПДД, фото: njcar.ruНе секрет, что ГИБДД штрафует водителей буквально за каждый чих. Некоторые из претензий вполне справедливы и обоснованы, но есть и такие, о которых можно сказать – «на ровном месте».

Конечно, законодательство позволяет эти штрафы обжаловать. Однако пока этот процесс довольно непростой, а главное, затратный по времени и нервам.Перекресток с камерами фиксации нарушений ПДД, фото: njcar.ruСудите сами: получив квитанцию (или уведомление в электронном виде), вам нужно ехать в ГИБДД, искать лицо, которое примет вашу жалобу, предоставлять документальные или видеодоказательства. А если ответственного сотрудника нет на месте и когда появится, неизвестно?

А если в ГИБДД очередь на полдня, а вы отпросились с работы всего на пару часов?Другой вариант – обратиться в суд. Но это еще более проблематично: нужно подавать исковое заявление, подстраиваться под дату и время, на которые будет назначено заседание.

А ведь его могут и перенести. И не один раз.Ситуация усугубляется по мере того, как на дорогах появляется все больше видеокамер.

Вас могут снять в то время, когда вы были в другом городе или даже регионе. И, соответственно, прислать квитанцию из местного ГИБДД. Чтобы восстановить справедливость, придется опять же выбирать время и ехать в этот город.Перекресток с камерами фиксации нарушений ПДД, фото: njcar.ruИменно поэтому в большинстве случаев водитель предпочитает заплатить, нежели встревать в сложные, неприятные и долговременные разбирательства с государственными структурами.

Чтобы восстановить справедливость, придется опять же выбирать время и ехать в этот город.Перекресток с камерами фиксации нарушений ПДД, фото: njcar.ruИменно поэтому в большинстве случаев водитель предпочитает заплатить, нежели встревать в сложные, неприятные и долговременные разбирательства с государственными структурами. Тем более, что средний штраф все же бьет по карману меньше, чем затраты на поездки на дальние расстояния и оплату судебных издержек.Сложившаяся ситуация весьма выгодна и государству. Автомобильные штрафы – доходная статья пополнения государственного бюджета, не требующая солидных инвестиций.Камера фиксации нарушений ПДД, фото: njcar.ruИменно поэтому на дорогах появляется все больше камер, которые теперь могут зафиксировать даже непристегнутого пассажира или разговаривающего по телефону без гарнитуры водителя со всеми вытекающими последствиями.

А количество поводов для наложения на автовладельцев штрафных санкций растет едва ли не в геометрической прогрессии.И это – не пустые слова: по данным «Автостата» в 2020 году количество автоштрафов увеличилось на 20% по сравнению с 2019 годом. А что будет, если такая тенденция сохранится и в дальнейшем?

Сегодня вас накажут за превышение средней скорости на определенном участке, а завтра – за то, что вы отстегнули ремень безопасности раньше, чем заглушили мотор. Согласитесь, неутешительная перспектива.Но есть и хорошая новость. С 1 сентября 2021 года в Административном кодексе РФ появится значимое изменение.

Обжаловать штрафы можно будет в онлайн формате, на сайте Госуслуг.Камера фиксации нарушений ПДДВодители теперь смогут тратить на процесс минимум времени и сил, а значит, и оспаривать правомерность санкций станут более охотно.Для отмены необоснованного штрафа потребуется сделать подробное описание ситуации и загрузить, в случае необходимости, фото или видео, подтверждающее вашу невиновность.Камера фиксации нарушений ПДДКаждое такое обращение должно быть обработано сотрудником ГИБДД, после чего будет вынесено официальное решение.Что касается системы ГИБДД, по мнению экспертов издания «За Рулём», увеличившийся поток жалоб будет способствовать улучшению работы самой системы автоматической фиксации нарушений ПДД, так как ведомство получит своеобразную обратную связь от водителей, что позволит улучшить качество работы автоматических камер и исключить фиксацию мнимых нарушений.Понравилась статья? Подписывайтесь и ставьте лайки! На очень много полезных материалов для автомобилистов.

9 нарушений, за которые уже штрафуют камеры

Из-за высокой смертности пешеходов штраф за непропуск пешехода в России был увеличен: сегодня он составляет от 1500 до 2500 руб.

(ст. 12.18 КоАП РФ). Камеры «выписывают» штрафы на 2500 руб. Если инспектор практически всегда трактует ситуацию в пользу пешехода, то автоматический комплекс начинает «вести» , только как тот ступит на переход. Одновременно фиксируются транспортные средства.

Если траектории пешехода и транспортных средств не пересекаются, то штраф не придет. В этом году начали внедрять комплексы, фиксирующие проезд стоп-линии. На перекрестках достаточно пересечь ее двумя передними колесами, и комплекс зафиксирует нарушение, после чего владелец автомобиля получит штраф по части 2 ст.

12.12 КоАП России — 800 руб. Действует 50-процентная скидка. В случае же, если перед линией установлен соответствующий знак, то штраф составит 500 руб., 50-процентная скидка также действует (ч. 1 ст. 12.16 КоАП).

При проезде без остановки стоп-линии с соответствующим знаком камера «ведет» транспортное средство, фиксируя его скоростьПри проезде без остановки стоп-линии с соответствующим знаком камера «ведет» транспортное средство, фиксируя его скоростьКамеры начали фиксировать это нарушение относительно недавно.

Причем проездом считается и выезд автомобиля за стоп-линию. Статья 12.12 КоАП предусматривает за это нарушение штраф в размере 1000 руб., а за повторное — 5000 руб.

Стоит помнить, что запрещающим является и желтый сигнал светофора. Кроме того, некоторые комплексы фиксируют и поворот на запрещающий сигнал (когда погашена дополнительная секция светофора).

С недавних пор на железнодорожных переездах стали появляться камеры, которые также фиксируют проезд на запрещающий сигнал (даже если шлагбаум поднят, надо дождаться, пока красные огни погаснут). Штраф здесь такой же — 1000 руб. и 5000 руб. при повторном нарушении.

Материалы по теме Власти Москвы активно ратуют за развитие велосипедного транспорта. Не важно, что в городе сильная загазованность и полгода стоит зима.

Только без рук

Верховный суд продолжает отменять штрафы, вынесенные в автоматическом режиме с помощью устройств, возможность работы которых без оператора не установлена.

Речь идет о нарушениях, которые фиксируются с помощью мобильных устройств как простыми гражданами, так и сотрудниками различных структур, которые выявляют факты неоплаченной парковки.

Только выявленное в автоматическом режиме нарушение можно оформить без протокола.

Фото: Сергей Савостьянов Напомним, что еще в июле прошлого года Пленум Верховного суда выпустил постановление о применении и толковании так называемой «автомобильной» 12-й главы Кодекса об административных правонарушениях. В этом постановлении в том числе говорится о том, что под автоматическим режимом следует понимать работу технического средства без какого-либо непосредственного воздействия на него человека.

Такое средство должно быть размещено в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве. Оно должно быть сертифицировано в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке.Если нарушение было зафиксировано с помощью технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, либо с использованием других технических средств (например, телефона, видеокамеры, видеорегистратора), то в данном случае особый порядок привлечения к административной ответственности не применяется. То есть в таком случае необходимо установить того, кто нарушил правила.

Для чего оформить протокол и провести административное расследование.Суд должен установить, относится ли комплекс к средствам автоматизированной фотовидеофиксации нарушенийПосле этого решения Верховного суда, соответствующие поправки были внесены в КоАП. Причем после него суды в массовом порядке стали отменять подобные дела.Однако что-то пошло не так.

И Верховному суду до сих пор приходится разбираться со штрафами, вынесенными в упрощенном порядке на собственников автомобилей благодаря активному, но не совсем правомерному использованию различных электронных помощников. Сразу несколько таких дел Верховный суд отправил на новое рассмотрение в районные суды.Так, например, некто Хамидгалеев был привлечен за нарушение пункта 2.5 Правил пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств без осуществления оплаты.Согласно постановлению должностного лица от 2 декабря 2017 года, административное правонарушение зафиксировано специальным техническим средством фотосъемки, — работающим в автоматическом режиме аппаратно-программным комплексом «ПаркНет». Поэтому Хамидгалеев привлечен к административной ответственности без составления протокола об административном правонарушении.Однако Верховный суд указал, что в нарушение требований статьи 26.1 КоАП судебными инстанциями не проверено, относится ли программно-аппаратный комплекс к специальным техническим средствам, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствам фото- и киносъемки, видеозаписи, а также не установлено, функционировал ли указанный комплекс в автоматическом режиме (без участия человека (оператора).

Постановление должностного лица также не содержит таких сведений.

Поэтому ВС отменил все решения по этому делу и направил его на новое рассмотрение в районный суд.Примечательно, что после принятого в июле прошлого года постановления Пленума Верховного cуда Госавтоинспекция перестала выносить в упрощенном порядке штрафы автовладельцам за нарушения, выявленные с помощью таких устройств. Но местные администрации за нарушения в области благоустройства территорий продолжают использовать такие средства и выносить по ним наказания в автоматическом порядке.

Как считают адвокаты, такая практика продолжится и далее.

И отменять такие решения по-прежнему будет Верховный суд. Так что собственникам автомобилей, чтобы обжаловать такие решения, придется идти от начала и до конца судебной цепочки.

С какого расстояния дорожные камеры видят ваши нарушения

О дальности действия ничего не сообщается.autotat.ru«Рапира» – традиционный радарный комплекс, функционирующий в К-диапазоне и способный распознать машину с расстояния в 20 метров. Прибор определяет скорость автомобилей в строго ограниченной зоне контроля.

Система умеет измерять скорость в диапазоне от 20 до 250 км/ч, а также регистрировать нарушения разметки и правил перестроения.bezprav.netСистема «Вокорд», в отличие от большинства своих собратьев, умеет определять среднюю скорость одной камерой, делающей несколько снимков подряд. Радара в ней нет. Однако в поле зрения камеры попадает крошечный отрезок дороги, поэтому по факту комплекс наказывает не за среднюю, а за фактическую скорость. Снимок нарушителя делается с восьми метров.

Диапазон рабочих скоростей – от 20 до 250 км/ч.avtodorradar.ruКомплексы «Автодория», пожалуй, – самые страшные для незаконопослушных водителей. Они умеют определять среднюю скорость автомобилей и невидимы для радар-детекторов.

Система состоит из двух камер, находящихся друг от друга на расстоянии от нескольких сотен метров до многих километров.

Приборы фиксируют проезд машины и высчитывают среднюю скорость на контролируемом участке.

Чтобы не попасться, нужно проехать всю зону контроля по правилам.

Контролирует «Автодория» и многие другие нарушения – превышение скорости, движение по полосе для общественного транспорта или обочине, нарушения правил стоянки и остановки, проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд за стоп-линию и так далее. Остаться незамеченным можно, прохватив под «всевидящим оком» со скоростью более 300 км/ч.

insystem.ruКамеры системы «Форсаж» можно встретить, к примеру, в столице.

Обычно они контролируют перекрёстки и «зебры».

Комплекс постоянно фиксирует скорость движения автомобилей для расчёта возможности пересечения путей движения машины и пешехода.

При превышении максимально разрешённой на участке дороги скорости комплекс фиксирует отдельное нарушение – водитель получает штраф за превышение скорости.

Под прицелом

Все, что нужно знать о штрафах с дорожных камер: нарушения, суммы, процедура обжалования

Сумма штрафа в Москве и Санкт-Петербурге составляет 3000 рублей, в регионах – 2000 рублей. Кстати, этот штраф достаточно часто обжалуют, так как камеры могут посчитать нарушением даже остановку перед переходом, чтобы пропустить пешеходов.

Все штрафы – независимо от того, вынесены они с помощью камер или инспекторами ДПС на дороге, должны быть оплачены в течение 60 дней с даты вынесения постановления, плюс еще 10 дней дается на обжалование.

Это не всегда дата самого нарушения – данные с камер могут обработать спустя несколько дней (максимум – 15 дней). Почти все штрафы с камер можно оплачивать со скидкой в 50%, если оплатить в первые 20 дней с даты вынесения постановления.

Здесь есть одна проблема – заказное письмо может идти как 5 дней, так и все 20.

И у владельца авто не останется времени на оплату со скидкой.

Но с 2019 года можно подать ходатайство в ГИБДД, и льготный срок будет восстановлен (только если постановление пришло позднее, чем через 20 дней от даты вынесения постановления). Штраф лучше оплатить в установленный срок, если этого не сделать, будет начислен штраф в двукратном размере штрафа.

Административный арест за неуплату штрафа с камеры не назначается. В ГИБДД считают, что подавляющее большинство постановлений, выносимых по данным камер фото- и видеофиксации нарушений ПДД, выносятся корректно. Называют процент ошибочных постановлений примерно в 0,25% от общего числа.

Верить этой цифре или нет – дело каждого, но можно легко найти информацию о множестве совершенно абсурдных штрафов с камер: владелец автомобиля ВАЗ-21011 получил квитанцию на штраф за превышение скорости – он якобы ехал со скоростью 211 км/ч (максимум для этой модели – 145 км/ч); водитель ехал с включенным круиз-контролем, настроенным на 90 км/ч, камера посчитала, что он ехал быстрее 100 км/ч; пассажирская «Газель» ехала со скоростью 233 км/ч; фургон на базе «Нивы» ехал со скоростью 206 км/ч; штраф пришел владельцу автомобиля, который ехал «верхом» на эвакуаторе;

Как ездить без штрафов: все об антирадарах, детекторах и приложениях

Фото: Shutterstock Кроме радиорадаров существуют лидары, которые проводят измерения с помощью лазерных излучателей. Такая технология чаще всего используется в портативных или ручных устройствах — например, «Амата», «Лисд-2Ф» или «Полискан». Наконец, некоторые камеры вообще не используют излучатели, а работают при помощи оптики.

Именно так устроены камеры , «Автоураган», «Бумеранг» и Vocord, фиксирующие среднюю скорость по времени проезда двух контролируемых участков дороги.

Кстати, примитивные радары, которые использовались сотрудниками ГИБДД в ручном режиме, сегодня в России запрещены. Все модели должны иметь функцию фото- или видеофиксации. Однако в других странах модели без оптической камеры по-прежнему могут применяться, причем такие часто встречаются даже в развитых автомобильных государствах.

Классический радар-детектор определяет наличие излучения в одном из стандартных диапазонов и заранее информирует водителя о приближении к камере. Если, например, способна фиксировать нарушения на расстоянии 500 м, то детектор может поймать сигнал за километр и примерно определить расстояние до камеры.

Хороший детектор должен знать все диапазоны и типы сигналов, а также хорошо отделять помехи. Старые радар-детекторы начала двухтысячных годов можно выбросить сразу — они работают грубо, не во всех диапазонах частот, а многие сигналы принимают за помехи и отбраковывают. Современные камеры не используют постоянное излучение, выдавая его короткими импульсами.

Например, той же «Стрелке» требуется всего 0,3 с на определение скорости.

Новейшие радары выдают еще более короткие и маломощные импульсы, которые не всегда распознают даже новые радар-детекторы. Еще сложнее заранее отловить узкий луч лазерной камеры с коротким временем излучения.

Детектор может вообще его не увидеть либо лишь проинформировать водителя о том, что скорость уже измерена. Предупредить об оптических камерах, которые ничего не излучают, классические радар-детекторы не могут по определению.

Лихач за кадром

Верховный суд дал разъяснения, полезные каждому водителю.

Речь идет о спорных случаях штрафа на основе фотовидеофиксации нарушения правил.

Верховный суд решил: в таких случаях одной фотографии мало. И ГИБДД, и судьи должны доказывать факт нарушения.

Если камера не может зафиксировать факт нарушения правил, то и штрафа быть не должно.

Фото: Александр Корольков/ РГ Суть же проблемы заключается в том, что именно для собственников машин сделано исключение из нерушимого правила презумпции невиновности. То есть в случае вынесения ему штрафа он сам должен доказать, что ничего не нарушал. Практика наказания водителей развивается довольно странным образом, и некоторые инспекторы ГАИ, а также судьи считают, что бремя доказания невиновности при нарушении правил лежит на самом водителе.

Однако Верховный суд по-другому посмотрел на эту ситуацию.Предположим, на фотографии видно, что водитель движется с неправильной стороны от двойной сплошной.

Он точно нарушает правила. Или на фотографии видно, как водитель разворачивается через сплошную. Это случаи бесспорные. А вот как быть в ситуациях, когда на фотографиях не видно ничего, кроме самого автомобиля?Где доказательства нарушения правил? А главное, каких конкретно? Если речь идет о превышении скорости — это показания радаров.

А если речь идет о нарушении разметки или знаков? Верховный суд посчитал, что в спорных ситуациях судьи должны изучать все обстоятельства дела.Верховный суд посчитал, что в спорных ситуациях судьи должны изучать все обстоятельства делаТакое произошло и с Денисом Асташиным, который получил «письмо счастья» от Центра автоматизированной фотовидеофиксации ГИБДД Самарской области.

На снимке машина едет по прямой.

А в постановлении указано, что он совершил нарушение, предусмотренное частью 2 статьи 12.16 КоАП, то есть поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой.

За что на него наложен штраф в тысячу рублей.Так как пояснений в письме, что же именно нарушил Асташин, не было, он решил обжаловать это постановление.Но суд первой инстанции посчитал, что водитель допустил поворот налево в нарушение требований, предписанных дорожным знаком 5.15.1 «Направления движения по полосам». При этом сослался на письменный отзыв инспектора центра.Инспектор указал, что

«на фотоматериале, хранящемся в официальной базе данных, отображено, что водитель допустил проезд из правого ряда налево, проигнорировав требования, предписанные дорожными знаками и разметкой проезжей части дороги»

.Также суд указал на обязанность по доказыванию невиновности собственника машины. А он таких доказательств не представил.

С судом первой инстанции согласилась и апелляционная.

Однако не согласился Верховный суд.Он отметил, что из представленных в деле фотографий усматривается лишь то, что автомобиль якобы нарушителя движется прямо, пересекая стоп-линию.Вмененный водителю поворот налево или разворот в неположенном месте или с нарушением правил на снимках не запечатлен.Кроме того, в постановлении не указано, какое именно нарушение совершил Асташин: требования чего конкретно он нарушил? Какие знаки или какая разметка запрещала ему совершить данный маневр в этом месте дороги? Есть только ссылка на отзыв инспектора ЦАФАП.

Также на снимках нет знаков, на которые ссылается автоинспектор.При этом суд первой инстанции, а также апелляционный не запрашивали дислокацию дорожных знаков и разметки на данном участке дороги.Кроме того, он не допросил инспектора.

А отзыв этого инспектора был приобщен к делу в виде незаверенной должным образом копии.

То есть такой документ не может служить доказательством и вообще не мог быть приобщен к делу.Что же касается исключения из презумпции невиновности, то разбирательство по делу не отменяет необходимость суда выяснить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Одной статьей об исключении необходимости доказывания, кто был за рулем, Кодекс об административных правонарушениях не исчерпывается. Например, есть требования статей 24.1, 26.1 КоАП о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а также требования статей 26.2, 26.11 Кодекса о непосредственности исследования доказательств.

Так вот они при рассмотрении дела в нижних инстанциях соблюдены не были.

А есть еще другие статьи КоАП, направленные на обеспечение всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств и справедливого разрешения дел об административных правонарушениях. И на это не раз указывал в своих определениях Конституционный суд.Из фотографий в деле усматривается лишь то, что автомобиль нарушителя движется прямо, пересекая стоп-линиюТакое распределение обязанностей по доказыванию факта нарушения правил, как указал Верховный суд, не освобождает ни уполномоченные органы, то есть ГИБДД, ни суды от сбора и предоставления необходимых доказательств нарушения правил.Верховный суд также напомнил, что любые сомнения в виновности того или иного лица толкуются в пользу обвиняемого.Но всех этих установленных законом требований не исполнил ни суд первой инстанции, ни апелляционный.А поэтому Верховный суд отменил все решения нижестоящих судов по этому делу, а также само постановление о штрафе.

А производство по делу прекратил в связи с недоказанностью обстоятельств.Верховный суд еще раз пояснил, что для решения о нарушении только фотографии еще недостаточно. Необходимо исследовать и другие доказательства.

А раз их нет, то трактовать все сомнения следует в пользу обвиняемых. При обжаловании «писем счастья» суды обязаны исследовать все обстоятельства дела.Понятно, что из-за штрафа в 500 рублей не каждый водитель пойдет жаловаться.

Но даже малое количество жалоб должно быть серьезным сигналом местным властям и ГИБДД о том, что у них что-то неправильно работает.

В регионах Авто ПДД Судебная власть Суды общей юрисдикции Верховный суд Правительство МВД ГИБДД Филиалы РГ Средняя Волга ПФО Самарская область Постановления и разъяснения Верховного Суда РФ

Поспорьте с камерой видеонаблюдения

Широкий резонанс вызвала история, о которой «Российская газета» в начале сентября. Напомним, жители Кстовского района Нижегородской области массово пожаловались на специфическую работу камер фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения.

Дорожные комплексы «выписывали» штрафы за нарушения скоростного режима даже владельцам припаркованных автомобилей.

Не нужно бояться отстаивать свои права в любых обстоятельствах. Фото: iStock Местные жители рассказали журналистам, что камера зафиксировала трактор, якобы мчавшийся со скоростью более 100 километров в час, хотя так разогнаться на тракторе в принципе невозможно, даже если очень стараться. Еще один штраф выписали траурной похоронной процессии.

Вишенкой на торте стали штрафы, которые получили владельцы припаркованных автомобилей: комплекс посчитал что они не стояли на месте, а двигались с приличной скоростью.Читатели «РГ» обратились в редакцию нижегородского филиала с просьбами разъяснить, что делать в подобных ситуациях и куда обращаться.- Если автомобилист не согласен с тем, что он совершал правонарушение, которое зафиксировала камера, он может обратиться к начальнику Центра автоматической фиксации административных правонарушений и представить доказательства, — советует автоюрист Дмитрий Вахрин. — Это могут быть записи с регистратора или камер наружного наблюдения, фотографии.

Можно сразу обращаться в районный суд, если есть доказательства. Если решение районного суда не устроило, обращайтесь в областной или краевой.

Важно не пропустить десятидневный срок, установленный для обжалования постановления об административном правонарушении.По словам Дмитрия Вахрина, часто бывает, что камеры работают с ошибками или неправильно установлены.

И несправедливые штрафы приходят не так редко.

По этой причине не предусмотрены суровые меры вроде лишения прав или повышения коэффициента страховки за нарушения, которые фиксирует камера.Адвокат Олеся Шулева рекомендует загодя основательно готовиться к возможным провокациям со стороны камер видеофиксации.- Чтобы оспорить нарушение ПДД, зафиксированное камерами видеонаблюдения, придерживайтесь следующего алгоритма. Во-первых, подготовьте документальное доказательство вашего несогласия с показаниями камер видеонаблюдения, — говорит она.

— Обоснованием, например, могут быть документы, подтверждающие нахождение автомобиля во владении (пользовании) другого лица, или документы завода-изготовителя, подтверждающие, что ваш автомобиль не может двигаться с указанной скоростью.По словам Олеси Шулевой, пригодятся и документы, подтверждающие, что вы не являетесь владельцем зафиксированного на фото автомобиля, — это нужно в случае неверного определения камерами государственного регистрационного знака.- Во-вторых, подготовьте жалобу на постановление о привлечении к административной ответственности, — продолжает адвокат. — В жалобе необходимо изложить фактические обстоятельства дела, указать доводы и приложить доказательства, обосновывающие вашу позицию.

В-третьих, подайте жалобу и доказательства в уполномоченный государственный орган или суд.Сорок пять объектов в городах Удмуртии отремонтируют на дополнительные средства национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД).

«Но мало сделать дорогу: как следует из названия нацпроекта и его целей, она должна стать безопаснее»

, — подчеркнул председатель правительства Удмуртской Республики Ярослав Семенов. Для повышения безопасности и снижения аварийности в рамках БКАД в этом году в Удмуртии установлено пятнадцать камер фото- и видеофиксации, пять светофорных объектов и четыре объекта наружного освещения.

Кроме того, возле пешеходных переходов у соцобъектов установлены искусственные дорожные неровности.