Главная - Статьи - Организация налогового мониторинга

Организация налогового мониторинга


Что такое налоговый мониторинг и как он проводится


Если этого времени недостаточно, можно попросить отсрочку. Повторно запрашивать одни и те же документы налоговики не могут. Если инспекторы находят недочёты или ошибки, они отправляют организации мотивированное мнение.

Это можно сделать максимум до 1 июля года, следующего за периодом мониторинга. Если у организации нет возражений, она обязана исполнить предписания налоговиков. Если возражения есть, нужно направить их в течение месяца, откуда их перешлют в ФНС РФ для проведения взаимосогласительной процедуры. В результате мнение налоговой либо изменят, либо оставят в силе и его нужно будет исполнить.

В результате мнение налоговой либо изменят, либо оставят в силе и его нужно будет исполнить. Мотивированное мнение налоговиков может запросить и сама организация, если в чём-то сомневается, и тоже не позднее 1 июля года, следующего после периода мониторинга.

Если налоговики обнаружат несоответствия по исчислению или уплате налогов и сборов — они отправляют мотивированное мнение в течение 5 рабочих дней. Когда сомнения есть у самой организации, она запрашивает мотивированное мнение у налоговой инспекции. Если у организации остались не исполненные мотивированные мнения, не позднее 1 декабря следующего за контрольным года налоговики должны об этом сообщить.

: Теги: Пост написан компанией Это авторский материал. Мнение редакции «Клерка» может не совпадать с тем, что в нем написано. Создайте свой блог, выскажитесь и станьте суперзвездой «Клерка» «Моё дело» – лидер в области бухгалтерского учета по модели SaaS в России.

С 2009 года мы закрываем потребности бизнесменов по ведению бухгалтерии. Специализируемся на всех видах учета для индивидуальных предпринимателей и организаций: бухгалтерском, налоговом, кадровом и товарном.

  1. 154 в избранном
  2. 262 427 охват за месяц Пользователи, заинтересованныев материалах компании 2 536 503 за все время
  3. 331
  4. 146 оценили материалы

Составлен на основе интереса пользователей «Клерка» 2 место 15 отзывов

Налоговый мониторинг или как получить максимум от инновационной формы налогового контроля

источник:

  1. расшифровка налоговых деклараций до документа;
  2. сканы первичных документов и ЭДО;
  3. отчет о работе налогового инспектора с данными налогоплательщика.

  4. сравнение первичной и уточненных деклараций;
  5. АРМ налогового инспектора;
  6. раскрытие налоговых показателей;
  7. чек-лист закрытия периода;
  8. контрольные соотношения деклараций;
  9. публикация и отправка отчетности через 1С:Отчетность;
  10. запросная система;
  11. проверка контрагентов через 1С:Контрагент, 1СПАРК Риски;

Преимущества — практическое решение предоставляет два варианта, по которым налоговый инспектор может получить доступ к данным налогоплательщика, — доступ к рабочей базе учетной системы или к ее копии. Чтобы легко опубликовать данные информационной базы в ее копию, разработаны специальные инструменты, которые регулируют перечень объектов, которые публикуются, их реквизитный состав, а также непосредственно публикацию данных.

Недостатки — не обеспечивает готовые инструменты для импорта документов из внешних учетных систем других конфигураций и платформ.
источник

  1. раскрытие показателей налогового учета в структурированном виде по всем видам налогов;
  2. встроенные контроли полноты и непротиворечивости раскрываемых данных;
  3. ограничение предоставляемых данных отчетным периодом;
  4. раскрытие информации о налоговых рисках и системе управления рисками;
  5. передача скан-копий первичных документов по требованию налогового органа в установленные сроки (например, из электронного архива);
  6. возможность обращения со стороны налогового органа с запросом по разъяснению
  7. удобная настройка интерфейса в зависимости от требований фискального органа;
  8. раскрытие структуры системы внутренних контролей;
  9. раскрытие информации о контрольных процедурах с указанием ответственных сотрудников;

Система внутреннего контроля при налоговом мониторинге: что про нее надо знать и как ее организовать

Компании, в отношении которых идёт налоговый мониторинг, обязаны соблюдать требования к системе внутреннего контроля:

  1. правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.
  2. за совершаемыми фактами хозяйственной жизни (бизнес-процессы);

Вообще, система внутреннего контроля должна работать на всех уровнях бизнес-процесса (операции).

А именно: ЭТАП ЦЕЛЬ До фактического начала бизнес-процесса (операции) Предупреждение или снижение негативного воздействия событий и факторов, которые могут повлиять на достижение целей организации Непосредственно в ходе бизнес-процесса (операции) Своевременное выявление и немедленное устранение возникающих в ходе работы нарушений и отклонений от заданных параметров После бизнес-процесса (операции) Установление достоверности отчетных данных и оценки соответствия результатов целевым (плановым) показателям Для налогового мониторинга интересны следующие области риска:

  1. непредставление документов (информации);
  2. неуплата налога, сбора, страхового взноса;
  3. несоблюдение установленных сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов.
  4. неправильное применение налоговой ставки (ставки сбора, тарифа страхового взноса);
  5. завышение вычета;
  6. занижение/завышение доходов;
  7. неправильное заполнение налоговой декларации (расчета);
  8. занижение/завышение расходов;
  9. завышение убытков;
  10. занижение налоговой базы;
  11. неправомерное применение льготы;
  12. неправильное определение суммы налога, сбора, страхового взноса;
  13. непредставление налоговой декларации (расчета);

Это следующие вопросы:

  1. оценка рисков;
  2. выявление рисков;
  3. система управления рисками;
  4. раскрытие информации о рисках;
  5. представление информации о рисках;
  6. контрольная среда;
  7. организация системы внутреннего контроля;
  8. контрольные процедуры;

Налоговый мониторинг — новая форма налогового контроля

Дата публикации: 27.02.2015 08:10 (архив) С 1 января 2015 года Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ, Кодекс) предусмотрена новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг.

Предметом налогового мониторинга является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых возложена на организацию. Проведение налогового контроля в форме налогового мониторинга является добровольным. При этом НК РФ установлены конкретные условия, при одновременном соблюдении которых организация вправе подать заявление о проведении налогового мониторинга: — совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление, без учета налогов, которые должны быть уплачены в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 млн.
При этом НК РФ установлены конкретные условия, при одновременном соблюдении которых организация вправе подать заявление о проведении налогового мониторинга: — совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление, без учета налогов, которые должны быть уплачены в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 млн.

руб.; — суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление, составляет не менее 3 млрд.

руб.; — совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление, составляет не менее 3 млрд. руб. Если организация соответствует указанным требованиям, она может не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг, представить в налоговый орган по месту своего нахождения заявление о проведении налогового мониторинга по форме, утверждаемой ФНС России. С заявлением о проведении налогового мониторинга должны быть представлены: регламент информационного взаимодействия, форму которого утверждает ФНС России; информация об организациях и о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинг, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов; учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга.

По правилам НК РФ за период, за который проводится налоговый мониторинг, налоговый орган не вправе проводить выездные и камеральные налоговые проверки.

Однако Кодексом предусмотрен ряд исключений из общих правил, которые оговорены в п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ.

Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании соответствующего решения, которое принимается по результатам рассмотрения заявления организации о проведении налогового мониторинга и представленных вместе с ним документов, информации. Решение о проведении или об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть принято до 1 ноября года руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, в котором подано заявление о проведении налогового мониторинга, и направлено организации в течение пяти дней со дня принятия. При этом решение об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть мотивированным.

Перечень оснований для принятия решения об отказе в проведении налогового мониторинга указан в п. 5 ст. 105.27 НК РФ. Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором организация представила заявление о его проведении.

Пунктом 1 статьи 105.28 НК РФ предусмотрены случаи, когда налоговый мониторинг прекращается досрочно. При проведении налогового мониторинга налоговый орган вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию) и пояснения, связанные с правильностью исчисления и удержания, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов.
При проведении налогового мониторинга налоговый орган вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию) и пояснения, связанные с правильностью исчисления и удержания, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов.

Порядок запроса документов и их представления организацией установлен в статье 105.29 НК РФ. Поделиться:

Налоговый мониторинг: с июля действуют обновленные правила

Основания для принятия решения об отказе в проведении налогового мониторинга перечислены в НК РФ. В силу НК РФ налоговый мониторинг проводится за календарный год (продлевать его можно неограниченное количество раз).

Этот срок начинается с 1 января года указанного периода и оканчивается 1 октября года, следующего за этим периодом ( НК РФ). В Налоговом кодексе закреплено право на автоматическое продление налогового мониторинга на следующий год в случае, если налогоплательщик не представил до 1 декабря года, за который проводится налоговый мониторинг, заявление об отказе в его проведении ( НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ). Таким образом, подавать каждый год заявление не нужно.

Особые положения для продления налогового мониторинга предусмотрели и при подаче уточненной декларации. О таком решении (оно принимается руководителем налогового органа или его заместителем до окончания срока, указанного в абз.

1, – 1 октября года, следующего за годом проведения мониторинга) налоговый орган уведомляет организацию в течение 5 дней со дня принятия решения. В частности, налоговый орган вправе продлить налоговый мониторинг ( НК РФ (в редакции Закона № 470-ФЗ):

  1. не более чем на 3 месяца – если налогоплательщик представит в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, менее чем за 3 месяца до окончания срока проведения мониторинга уточненную налоговую декларацию (уточненный расчет) за налоговый (отчетный) период года, за который проводится или проведен мониторинг;
  2. не более чем на 6 месяцев – если налогоплательщик представит в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, менее чем за 6 месяцев до окончания срока проведения мониторинга «уточненку» по НДС (акцизу) с суммой налога к возмещению, за налоговый период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг.

К сведению: в случае представления налоговой декларации (расчета) или «уточненки» (декларации, расчета) за налоговый (отчетный)

НК РФ Статья 105.29.

Порядок проведения налогового мониторинга

Документы (информация), пояснения, которые были истребованы в соответствии с настоящей статьи при проведении налогового мониторинга, представляются организацией в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования.В случае, если организация не имеет возможности представить истребуемые документы (информацию), пояснения в течение установленного настоящим пунктом срока, эта организация в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов (информации), пояснений, уведомляет в электронной форме должностных лиц налогового органа, проводящих налоговый мониторинг, о невозможности представления в указанный срок документов (информации), пояснений с указанием причин, по которым истребуемые документы (информация), пояснения не могут быть представлены в установленный срок, и о сроках, в течение которых организация может представить истребуемые документы (информацию), пояснения.(в ред. Федерального от 29.12.2020 N 470-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)Указанное в настоящего пункта уведомление представляется в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.(абзац введен Федеральным от 03.07.2016 N 240-ФЗ; в ред. Федерального от 29.12.2020 N 470-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании указанного уведомления в течение двух дней со дня его получения продлить сроки представления организацией документов (информации), пояснений или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное .6.

В ходе проведения налогового мониторинга налоговый орган не вправе истребовать у организации документы, ранее представленные в налоговый орган в виде заверенных организацией (ее представителем) копий на бумажном носителе или в электронной форме, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью организации (ее представителя).(в ред.

В ходе проведения налогового мониторинга налоговый орган не вправе истребовать у организации документы, ранее представленные в налоговый орган в виде заверенных организацией (ее представителем) копий на бумажном носителе или в электронной форме, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью организации (ее представителя).(в ред. Федерального от 29.12.2020 N 470-ФЗ)(см.

Финансовая сфера

К ним относятся стандарты (правила) найма, мотивации, оценки, продвижения, увольнения сотрудников, а также требования к профессиональным знаниям и навыкам сотрудников.

Также у налогоплательщика должна быть разделены ответственность и полномочия сотрудников, обеспечивающих функционирование, мониторинг, оценку организации и совершенствование системы внутреннего контроля.

Так, полномочия по составлению первичных документов, санкционированию сделок и операций, отражению результатов сделок в бухгалтерском и налоговом учете должны быть возложены на разных лиц и преимущественно на ограниченный период в целях уменьшения рисков возникновения ошибок и злоупотреблений. Но мало разработать все эти стандарты, необходимо понимать, как они работают на практике.

С этой целью проводятся анализ и оценка контрольной среды, в ходе которых учитывается соблюдение следующих критериев:

  1. внедрение в организации и соблюдение сотрудниками организации профессиональных, этических и поведенческих стандартов;
  2. распределение (разграничение) полномочий и обязанностей, закрепленное в организационной структуре, реализующей надлежащий учет ключевых сфер полномочий, обязанностей и определенного порядка подчиненности сотрудников;
  3. участие руководителя организации в процессе оценки результатов функционирования системы внутреннего контроля, в том числе закрепление за руководителем организации функций рассмотрения и утверждения оценки результатов мониторинга и оценки системы внутреннего контроля;
  4. наличие требований к квалификации сотрудников, в том числе к образованию, опыту работы, достижениям, сведениям о добросовестности и этическом поведении, а также наличие программ подготовки специалистов, предусматривающих обучение их функциям и обязанностям.

Налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган информацию о контрольной среде по форме, которая содержится в главе II «Контрольная среда организации» приложения 18 «Информация об организации системы внутреннего контроля организации» к Требованиям, благодаря которой будут раскрываться следующие данные:

Статья 105.26.

Общие положения о налоговом мониторинге

— от 29 декабря 2020 г.

N 470-ФЗ 7. Для целей проведения налогового мониторинга под системой внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов (далее в настоящей главе — система внутреннего контроля) понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, оценки, минимизации и (или) устранения рисков неправильного исчисления (удержания), неполной и (или) несвоевременной уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов организации в целях выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации. Применяемая организацией система внутреннего контроля должна соответствовать к организации системы внутреннего контроля, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. < глава 14.7.> Статья 105.27.

>> Содержание © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru) зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 г.

Финансовая сфера

А вот порядок дальнейшего взаимодействия значительно расширен.

В случае возникновения основания для досрочного прекращения налогового мониторинга налоговый орган в течение 10 дней со дня установления такого обстоятельства уведомляет об этом организацию в электронной форме.

В случае возможности устранения обстоятельств, являющихся основанием для досрочного прекращения налогового мониторинга, организация в течение 10 дней со дня получения уведомления принимает меры по устранению указанных обстоятельств и уведомляет налоговый орган об этом либо представляет пояснения и документы (при наличии), подтверждающие отсутствие оснований для досрочного прекращения налогового мониторинга.

Пояснения и прилагаемые к ним документы (при наличии) представляются в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи и (или) посредством предоставления доступа к таким документам через информационные системы организации в случае получения к ним доступа налогового органа. По результатам рассмотрения уведомления об устранении обстоятельств, являющихся основанием для досрочного прекращения налогового мониторинга, или представленных организацией пояснений и прилагаемых к ним документов (при наличии) либо при их отсутствии налоговый орган в течение десяти дней со дня истечения срока для их представления принимает решение о досрочном прекращении налогового мониторинга или уведомляет в электронной форме организацию об отсутствии оснований для досрочного прекращения налогового мониторинга. Налоговый мониторинг проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями по месту нахождения налогового органа, и в отношении этого факта никаких изменений не произошло.

Некоторые изменения внесены и в ст.

105.29 НК РФ, они касаются порядка проведения налогового мониторинга. Если ранее абз. 1 п. 2 ст. 105.29 НК РФ в случае выявления противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах (информации), либо выявления несоответствия сведений, представленных организацией, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, налоговый орган сообщал об этом организации с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в течение 10 дней, то с 1 июля 2021 года срок представления пояснений или внесения соответствующих изменений составляет 5 дней.

Что такое налоговый мониторинг и как его автоматизировать

Таким образом, налоговый мониторинг обеспечивает предсказуемость в применении налогового законодательства: налогоплательщик предоставляет налоговым органам доступ к своей финансовой документации, а взамен получает право получить мотивированное мнение по вопросу налоговых последствий совершаемых им сделок.

Режим налогового мониторинга существенно ускоряет решение спорных ситуаций о применении налогового законодательства и позволяет налогоплательщику избежать в будущем доначислений сумм налогов, пеней и штрафов, а также снижает бремя налогового контроля. Налоговики не смогут проводить налоговые проверки за период проведения налогового мониторинга кроме отдельных случаев, например, если заявляется возмещение по НДС, если в уточненной декларации уменьшается сумма налога, если налогоплательщик не выполняет мотивированное мнение (см. п. 1.1 ст. 88 и п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Функционал для автоматизации процессов налогового мониторинга представлен в нескольких конфигурациях, работающих на платформе «1С: Предприятие 8.3»:

  1. 1С:Управление холдингом;
  2. 1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО;
  3. 1С:ERP. Управление холдингом.

Используя возможности этих программных продуктов пользователь может:

  1. подключить к этой базе налогового инспектора.
  2. создать копию базы данных с возможностью выборочного переноса данных,

Для налогового инспектора создается специализированное рабочее место с определенными правами доступа и удобным интерфейсом. Налоговый инспектор имеет возможность просматривать в базе электронные документы, формировать внутренние отчеты, просматривать налоговую отчетность, а также создавать запросы, связанные с исчислением и уплатой налогов, и направлять их налогоплательщику. Соответственно, организация получает возможность отслеживать эти запросы и своевременно на них реагировать.

Кроме того, пользователи могут сформировать отчет о работе инспектора с данными налогоплательщика. Дополнительную информацию о программных продуктах, включающих функционал налогового мониторинга, смотрите Автор статьи В.П.

Что такое налоговый мониторинг и как он проводится в 2021 году

Налоговая инспекция должна завершить его до 1 октября следующего года. Например, в компании налоговый мониторинг будет проводиться с 1 января по 31 декабря 2022 года. Инспекция ФНС в срок до 1 октября 2023 года обязана завершить проверку деятельности этой компании за 2022 год и предоставить все необходимые документы.

Если организация нарушает регламент взаимодействия, не предоставляет документы или даёт недостоверные сведения, мониторинг могут прекратить досрочно.

Инспекция ФНС письменно сообщит об этом организации в течение 10 рабочих дней после возникновения обстоятельств, но не позднее 1 сентября следующего за контрольным года.

Налоговая инспекция проводит его на своей территории на основе деклараций и учётных данных из базы, куда организация даёт доступ. Налоговики имеют право:

  1. требовать письменные или устные пояснения по существу запроса;
  2. запрашивать документы, информацию по расчётам и уплате налогов, сборов, страховых взносов;
  3. привлекать специалистов и экспертов.

Документы или информацию по запросам нужно отправлять в налоговую инспекцию в виде заверенных копий:

  1. в бумажном виде — через уполномоченного представителя или по почте;
  2. в электронном виде, по телекоммуникационным каналам связи.

На подготовку документов у организации есть 10 дней.

Если этого времени недостаточно, можно попросить отсрочку.

Повторно запрашивать одни и те же документы налоговики не могут. Если инспекторы находят недочёты или ошибки, они отправляют организации мотивированное мнение. Это можно сделать максимум до 1 июля года, следующего за периодом мониторинга.

Если у организации нет возражений, она обязана исполнить предписания налоговиков.

Если возражения есть, нужно направить их в течение месяца, откуда их перешлют в ФНС РФ для проведения взаимосогласительной процедуры. В результате мнение налоговой либо изменят, либо оставят в силе и его нужно будет исполнить. Мотивированное мнение налоговиков может запросить и сама организация, если в чём-то сомневается, и тоже не позднее 1 июля года, следующего после периода мониторинга.

НК РФ Статья 105.26. Общие положения о налоговом мониторинге

(см.

текст в предыдущей редакции)КонсультантПлюс: примечание.П. 6 ст. 105.26 (в ред. ФЗ от 29.12.2020 N 470-ФЗ) в части представления документов (информации) по телекоммуникационным каналам связи при проведении налогового мониторинга за периоды начиная с 2024 г.6.