Главная - Статьи - Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды


Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

Оглавление:

КоАП РФ Статья 8.2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления

  • Статья 8.2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу (в ред. Федерального от 17.06.2019 N 141-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 8.2. КоАП РФ- Организация (ИП, должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления 1.

Несоблюдение в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных настоящего Кодекса, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьи, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.3. Действия (бездействие), предусмотренные настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.4.

Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных настоящего Кодекса, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.5. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьи, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до шести тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.6. Действия (бездействие), предусмотренные настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от шести тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от шестисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.7.

Неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена Российской Федерации, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.8. Превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.9.

Неисполнение по отнесению отходов производства и потребления I — V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I — IV классов опасности -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.10.

Неисполнение по отнесению отходов производства и потребления I — V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I — IV классов опасности -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.10. Неисполнение обязанности по ведению в области обращения с отходами производства и потребления -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.11.

Неисполнение обязанности по проведению состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.12. Неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей. Открыть полный текст документа Ст.

8.2 КоАП РФ. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления

Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:

«Исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь нормами части 1 статей 77, 78 вышеназванного Закона, статьями 15, 1064, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), статьями 12, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, содержащимися в пунктах 37, 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 «

О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», суды пришли к выводу, что действующим законодательством предусмотрены два способа возмещения вреда окружающей среде — взыскание суммы убытков в денежной форме и возмещение вреда в натуре путем проведения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния. Возмещение вреда окружающей среде, носящее компенсационный характер, должно устанавливаться на основе принципа эквивалентности исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:

«Приведенная правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации позволяет установить, что дела об оспаривании постановлений о привлечении юридических лиц к административной ответственности за нарушение норм действующего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования (в том числе по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции независимо от того, связано правонарушение с предпринимательской деятельностью или нет, о чем свидетельствует использованное высшей судебной инстанцией словосочетание «

в любом случае», в связи с чем, данный вопрос не подлежит исследованию.» Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Глава XIV.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Ответственность в сфере охраны окружающей среды занимает весомое место в формировании, а главное — в реализации разработанных в соответствии с п. «е» ст. 71 Конституции РФ Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г., утв.

Президентом РФ 30 апреля 2012 г.

В частности, в подп. «е», «ж» и «н» п.

8 Основ предусматриваются ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, презумпция экологической опасности планируемой экономической, иной деятельности и ответственность за нарушение законодательства РФ об охране окружающей среды. Среди механизмов совершенствования нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды, экологической безопасности Основами называются усиление ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды и обеспечение неотвратимости наказания за экологические преступления и иные правонарушения (подп. «г» п. 11 Основ). Глава XIV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Таганская межрайонная прокуратура г.

Москвы разъясняет, что в соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды действующим российским законодательством устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Административная ответственность за правонарушения в сфере охраны окружающей среды и природопользования закреплена в главе 8 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Так, статья 8.30 КоАП РФ предусматривает ответственность за уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ.

Наказание за данное правонарушение установлено в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц — от 500 до 1 000 рублей; на юридических лиц — от 5 000 до 10 000 рублей. Статья 8.32 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, в том числе ответственность за выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, а также совершенные в лесопарковом зеленом поясе.
Статья 8.32 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, в том числе ответственность за выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, а также совершенные в лесопарковом зеленом поясе.

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.

В Уголовном кодексе Российской Федерации глава 26 посвящена экологическим преступлениям, за совершение которых предусмотрено соответствующее наказание (ст. ст. 246-262). Статья 254 УК РФ предусматривает ответственность за порчу земли и влечет наказание вплоть до 5 лет лишения свободы.

Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений предусмотрена ст. 260 УК РФ и влечет наказание вплоть до 7 лет лишения свободы. Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter Адрес страницы, содержащей ошибку:* Неверно заполненное поле Текст, содержащий ошибку* Неверно заполненное поле Ваш браузер* Internet Explorer 6.x Internet Explorer 7.x Internet Explorer 8.x Mozilla FireFox 1.x Mozilla FireFox 2.x Mozilla FireFox 3.x Opera Google Chrome Apple Safari 2.x Apple Safari 3.x Другой браузер Неверно заполненное поле Правильный текст или предложения по улучшению* Неверно заполненное поле Имя пользователя* Неверно заполненное поле E-mail пользователя* Неверно заполненное поле Текст сообщения* Неверно заполненное поле IP адрес* Неверно заполненное поле Код безопасности *

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция)

10 января 2002 года N 7-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПринятГосударственной Думой20 декабря 2001 года ОдобренСоветом Федерации26 декабря 2001 годаСписок изменяющих документов(в ред.

Федеральных законов от 22.08.2004 от 29.12.2004 от 09.05.2005 от 31.12.2005 ,от 18.12.2006 , от 05.02.2007 , от 26.06.2007 N 118-ФЗ,от 24.06.2008 N 93-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 ,от 30.12.2008 , от 14.03.2009 , от 27.12.2009 ,от 29.12.2010 , от 11.07.2011 , от 18.07.2011 ,от 18.07.2011 , от 19.07.2011 , от 21.11.2011 ,от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 25.06.2012 , от 02.07.2013 ,от 23.07.2013 , от 28.12.2013 , от 28.12.2013 ,от 12.03.2014 , от 21.07.2014 (ред. 29.07.2018),от 24.11.2014 , от 29.12.2014 (ред.

28.11.2015),от 29.06.2015 , от 13.07.2015 , от 28.11.2015 ,от 29.12.2015 , от 05.04.2016 , от 23.06.2016 ,от 03.07.2016 , от 03.07.2016 , от 03.07.2016 ,от 29.07.2017 , от 29.07.2017 , от 29.12.2017 ,от 31.12.2017 , от 19.07.2018 , от 29.07.2018 ,от 27.12.2018 , от 26.07.2019 , от 27.12.2019 ,от 27.12.2019 , от 13.07.2020 , от 31.07.2020 ,от 08.12.2020 , от 30.12.2020 , от 09.03.2021 ,от 11.06.2021 , от 02.07.2021 ,с изм., внесенными Конституционного Суда РФот 05.03.2013 N 5-П)(см.

изменений данного документа) В соответствии с Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Открыть полный текст документа

Виды юридической ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

Как показывается судебная практика и научные источники, сфера применения гражданско-правовой ответственности распространяется и на природоохранные отношения. Гражданско-правовая ответственность является одним из видов юридической ответственности и потому обладает всеми свойственными ей признаками: возможностью применения государственно-принудительного воздействия, а также санкций, являющихся мерами юридической ответственности.Содержанием гражданско-правовой ответственности является применение к правонарушителю санкций, которые вызывают отрицательные последствия в виде лишения субъективных гражданских прав либо возложения на правонарушителя новых или дополнительных гражданско-правовых обязанностей.В общем виде гражданско-правовую ответственность можно определить как претерпевание субъектом неблагоприятных имущественных последствий в связи с допущенным неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, нарушением прав и законных интересов другого лица.В теории гражданского права в зависимости от основания возникновения гражданско-правовая ответственность подразделяется на:

  1. внедоговорную или деликтную (по закону).
  2. договорную (по договору);

Внедоговорная ответственность возникает при причинении личности или имуществу потерпевшего вреда, не связанного с исполнением или ненадлежащим исполнением нарушителем обязанностей, лежащих на нем в силу договора с потерпевшей стороной, а также в тех случаях, когда исполнением договорных обязанностей причинен вред жизни или здоровью гражданина.Основанием гражданско-правовой ответственности, как правило, является наличие в действии (бездействии) состава гражданского правонарушения.

В некоторых случаях ответственность может наступать и при отсутствии правонарушения со стороны лица, на которое она возлагается, в частности, за действия третьих лиц; поэтому в качестве оснований гражданско-правовой ответственности следует рассматривать не только правонарушения, но и иные обстоятельства,

Ответственность за экологические правонарушения: новшества КоАП-2021

Например, сейчас юрлицу за это грозит 300 БВ, а с 01.03.2021 оно будет рисковать суммой 50 БВ; — нарушение правил лесопользования <*>. По данным правонарушениям штрафы снижены в большинстве своем вдвое. Так, с 01.03.2021 максимальный размер штрафа для юрлица за нарушение порядка отпуска древесины на корню (проведения рубок леса, вывозки заготовленной древесины, заготовки живицы) не превысит 100 БВ.

Сейчас он достигает 200 БВ; — нарушение требований в области ветеринарной деятельности <*>. К примеру, для юрлица максимальный размер штрафа снизится с 500 до 200 БВ; — нарушение требований в области охраны атмосферного воздуха при выбросах загрязняющих веществ мобильными источниками выбросов <*>. Так, юрлицу будет грозить штраф максимум 50 БВ.

На сегодня его размер больше в 4 раза; — неиспользование земельного участка в течение установленного срока и его нецелевое использование.

Для юрлиц максимальный размер штрафа снижен вдвое — с 100 до 50 БВ <*>.

7. Определены условия, при одновременном выполнении которых нарушитель будет освобождаться от административной ответственности за экологические правонарушения с вынесением предупреждения.
Так <*>: — в течение года до совершения правонарушения у правонарушителя не должно быть административного взыскания (он не должен освобождаться от ответственности с вынесением предупреждения) за такое же административное правонарушение; — правонарушитель должен:

  1. добровольно возместить вред, причиненный окружающей среде в результате совершения этого правонарушения, до объявления постановления по делу об административном правонарушении — при наличии вреда.
  2. выразить согласие на освобождение от ответственности с вынесением предупреждения;
  3. признать факт совершения им административного правонарушения;

Кроме того, предусмотрены коррективы в части ответственности за нарушение порядка вывоза из Беларуси лома и отходов черных и цветных металлов.

В действующем данному правонарушению посвящена отдельная статья <*>.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 г. Москва «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»

В случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона об охране окружающей среды).

Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика. 8. По общему правилу в соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Закона об охране окружающей среды лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины.

8. По общему правилу в соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Закона об охране окружающей среды лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины.

Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Так, в силу статьи 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, независимо от наличия вины, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы (пункт 1 статьи 1079 ГК РФ). В связи с этим, например, владелец нефтепровода отвечает за вред окружающей среде, причиненный вследствие осуществления третьими лицами незаконной врезки в нефтепровод.

Перечни опасных и особо опасных производств предусмотрены, например, Градостроительным кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 481), Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (подпункт 3 пункта 2 статьи 327), Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации (пункт 1 статьи 86), Федеральным законом от 3 апреля 1996 г. N 29-ФЗ

«О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов»

(статья 1), Федеральным законом от 21 июля 1997 г.

N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (приложения 1 и 2 к Закону), Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (статья 5).

N 225-ФЗ

«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»

(статья 5).

Штрафы за нарушение экологического законодательства

часть 2 Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования

  1. для индивидуальных предпринимателей – от 2 до 3 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  2. для должностных лиц – от 2 до 3 тысяч рублей;
  3. для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
  4. для физических лиц – от 1 до 1,5 тысяч рублей;

Статья 8.13 часть 3 Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов

  1. для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей.
  2. для физических лиц – от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  3. для должностных лиц и ИП – от 2 до 3 тысяч рублей;

Статья 8.13 часть 4 Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение

  1. для должностных лиц и ИП – от 3 до 4 тысяч рублей;
  2. для юридических лиц – от 30 до 40 тысяч рублей.
  3. для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;

Статья 8.14 Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объектыПри получении разрешение на водопользование определенным водным объектом, находящимся в государственной собственности, разрабатывается ряд правил, регламентирующих возможности природопользователя.

Если надзорными органами будет установлено нарушение этих правил или превышение объема

Лекция 4. Правовые основы охраны окружающей среды

Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

«По законодательству РФ общественный экологический контроль может осуществляться в различных формах: а) общественные слушания и их специфическая форма – парламентские слушания; б) референдумы; в) общественная экологическая экспертиза; г) обращения в средства массовой информации; д) направление жалоб, заявлений, исков в правоохранительные органы и суд»

.

Деяния, представляющие собой повышенную общественную опасность, входят в составы экологических преступлений, за которые установлена уголовная ответственность уголовным законодательством РФ. Уголовная ответственность может наступить не только за оконченное преступление, но и за попытку его совершения, за приготовление и покушение на преступление. Объект экологического преступления – компонент природной среды, связанный с окружающим миром, в том числе рассматриваемый как объект собственности или хозяйствования.

Ниже следует перечень экологических преступлений в соответствии с Уголовным кодексом РФ (гл.

26). 1. Статья 248 УК РФ – нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами. Для применения данной статьи обязательным условием является наличие следующих негативных последствий: причинение вреда здоровью человека; распространение эпидемий или эпизоотий; иные тяжкие последствия, в том числе наступление по неосторожности смерти человека.

2. Статья 249 УК РФ – нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений.

Названная статья признает уголовно наказуемыми деяния, выразившиеся в нарушении ветеринарных правил, повлекшие по неосторожности распространение эпизоотий или иные тяжкие последствия; нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия.

Уголовная и иная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

Федеральный закон «Об охране среды…» устанавливает разные виды ответственности за нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды. Определение 1 Экологический контроль – это система мер, которая направлена на предотвращение и выявление нарушения законодательства в вопросах охраны окружающей среды, а также обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной деятельности требований нормативных документов.

Виды ответственности за экологические правонарушения:

  • дисциплинарная ответственность – субъект привлекается за правонарушения экологического характера (нарушение предписаний и правил, которые входят в трудовые обязанности субъекта) администрацией своего предприятия;
  • материальная ответственность — применяется к юридическим и физическим лицам, представляет комплекс юридических мер, ориентированных на сохранение природной среды; реализуется через взыскание материального ущерба в судебном порядке по специально установленным таксам;
  • административная ответственность — применяется к физическим и юридическим лицам, предусмотрена за экологическое правонарушение при осуществлении предпринимательской деятельности;
  • уголовная ответственность – ее несут субъекты, совершившие уголовные преступления, которые по всем признакам могут быть классифицированы по уголовным законам; экологическое преступление – это запрещенное общественно опасное деяние, которое посягает на установленный правопорядок.

Дисциплинарная ответственность – это юридическая ответственность, возникающая в порядке подчиненности служащих и рабочих предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности за проступки, связанные с трудовой деятельностью. Дисциплинарная ответственность наступает при наличии некоторых обстоятельств и условий и прописана в следующих нормативных документах: Кодекс законов о труде, правила внутреннего трудового распорядка, уставы, различные акты федерального и регионального уровня, принимаемые в организациях локальные акты. В данных документах прописаны меры дисциплинарного воздействия в случае их невыполнения, обязанности сотрудников (работники природоохранных установок и цехов, экологических служб предприятий, лиц, связанных с охраной и использованием природных ресурсов.

Замечание 1 Содержание и характер дисциплинарной ответственности определяются содержанием и характером должностных обязанностей работника. Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Виды дисциплинарной ответственности:

  • приказ о замечании;
  • лишение премии;
  • лишение финансовых средств поощрения;
  • выговор;
  • строгий выговор;
  • увольнение.

Административная ответственность наступает за административные проступки экологического характера. Административный проступок – это виновное, противоправное действие или бездействие, которое посягает на собственность, общественный или государственный порядок, установленный порядок управления, права и свободы граждан, и за который следует предусмотренная законодательством административная ответственность.

Замечание 2 Административные взыскания налагают государственные органы РФ в сфере охраны окружающей среды, трудовой технической инспекции профессиональных союзов, санитарно-эпидемиологического надзора. Административные правонарушения предполагают посягательства на некоторые природные ресурсы: недра, водные ресурсы, лесной фонд, фауна.К административным правонарушениям относятся нарушения в отношении:

  • земель — порча, бесхозяйственное использование, несвоевременный возврат, уничтожение межевых знаков, отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства;
  • недр — нарушение требований, касающихся гидроминеральных ресурсов и недр, нарушение существующих норм, стандартов, правил, условий лицензии;
  • водных ресурсов — нарушение правил водопользования, охраны, повреждение водохозяйственных повреждений и т. д.;
  • лесных ресурсов — незаконное повреждение деревьев и кустарников и порубка, использование незаконное земель лесного фонда, повреждение или уничтожение в лесах подроста, нарушение пожарной безопасности в лесах, засорение лесов отбросами и бытовыми отходами и т. п.;
  • атмосферного воздуха — выброс в атмосферу загрязняющих веществ с нарушением нормативов, нарушение правил эксплуатации, не применение оборудования для очистки выбросов в атмосферу и др.;
  • животного мира – нарушение требований охраны среды обитания, уничтожение находящихся под угрозой и редких исчезновения животных, нарушение правил порядка пользования животным миром, рыболовства и охоты и т. п.

В законодательстве РФ предусмотрены следующие административные взыскания:

  • предупреждение;
  • конфискация либо возмездное изъятие предмета, которое является непосредственным объектом или средством совершения административного правонарушения (рыболовной сети, ружья, туши убитого животного);
  • штраф;
  • лишение права, предоставленного гражданину (управления автомототранспортом, рыбной ловли, права охоты, лишение или ограничение права природопользования);
  • административный арест и исправительные работы;
  • закрытие или приостановление предприятия, негативно влияющего на окружающую среду.

Принципы уголовной ответственности предусматривают соблюдение определенных принципов, предусматривающих экологическую безопасность общества и человека, экологический правопорядок, принцип справедливости привлечения к ответственности, применения наказания и др.К уголовной ответственности ведут преступления против окружающей среды, которые представляют собой общественно опасные деяния.

К таким преступлениям относятся следующие виды нарушений охраны окружающей среды: при обращении с экологически опасными отходами и веществами, при производстве работ, при обращении с биологическими и микробиологическими токсинами или агентами и др. К уголовной ответственности ведет нарушение режима особо охраняемых природных объектов и природных территорий, нарушение правил использования и охраны недр, порча земли, загрязнение морской среды и других водных ресурсов, повреждение или уничтожение лесов, преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны атмосферного воздуха и животного мира, радиоактивное заражение окружающей среды и т.д.Уголовная ответственность за экологические правонарушения:

  • лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности на срок до 5 лет;
  • штраф до 500 минимальных окладов;
  • исправительные работы на срок до 2 лет;
  • арест до 6 месяцев;
  • ограничение свободы на срок до 3 лет;
  • обязательные работы на срок от 180 до 240 часов;
  • лишение свободы на различные сроки.

Статья 78.

Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции.

Ситуации, связанные со ст. 78Арбитражные споры:- Уполномоченный орган хочет взыскать ущерб, причиненный окружающей средеСпоры в суде общей юрисдикции:- Прокурор (иной уполномоченный орган) хочет взыскать ущерб (возместить вред), причиненный земле (недрам, почве)- Прокурор (администрация, учреждение, иной уполномоченный орган) хочет взыскать ущерб, причиненный лесу (иной растительности)- Уполномоченный орган или прокурор хочет обязать собственника (арендатора, иное лицо) провести рекультивацию земель в связи с ухудшением их качества 1. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.2.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.2.1.

При определении размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.(п.

2.1 введен Федеральным от 23.06.2016 N 218-ФЗ)3. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в двадцати лет.

Открыть полный текст документа

Новости

В области охраны собственности административная ответственность за экологические правонарушения установлена за самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1), уничтожение специальных знаков (ст.

7.2), пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст.

7.3), самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых (ст.

7.4), самовольную добычу янтаря (ст.

7.5), самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии) (ст.

7.6), повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки (ст.

7.7), самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.8), самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст. 7.9), самовольную переуступку права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом (ст.

7.10), пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии) (ст. 7.11), незакон­ный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения (ст. 7.16). За совершение административных экологических правонарушений КоАП РФ предусматривает административный штраф.

Штраф является основным наказанием. За совершение некоторых правонарушений наряду со штрафом предусмотрена конфискация (коллекционных объектов — ст. 8.34; орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов — ст.

8.35; судна и других орудий лова — ст.

8.37). Конфискация в этих случаях применяется как дополнительное наказание.