Главная - Статьи - Порядк разбирательства и его правовые послекдствия современного третейского суда

Порядк разбирательства и его правовые послекдствия современного третейского суда


Оглавление:

Пленум ВС РФ рассказал о нюансах осуществления судами содействия и контроля в отношении третейского разбирательства


Анонсы 7 сентября 2021 Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца. 20 сентября 2021 Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ».

Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца. 20 декабря 2019 Пленум Верховного суда Российской Федерации принял постановление, в котором разъяснил судам, что необходимо учитывать при рассмотрении дел, связанных с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража (Постановление Пленума ВС РФ от 10 декабря 2019 г. № 53 «»). В частности, в нем поясняется, какие споры подлежат передаче на рассмотрение третейского суда; как определить подсудность; что понимается под «публичным порядком» в контексте применения судами такого основания для отмены и отказа в признании и приведении в исполнение решения третейского суда, как противоречие публичному порядку РФ, и когда публичный порядок не считается нарушенным.

Рассмотрен в постановлении и ряд иных вопросов. Выделим некоторые из содержащихся в постановлении разъяснений:

  • Споры и иные дела, вытекающие из гражданско-правовых отношений (гражданско-правовые споры), допустимо разрешать в порядке третейского разбирательства, если иное прямо не установлено федеральным законом. Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, не допустимо разрешать в порядке третейского разбирательства, если иное не установлено федеральным законом или международным договором РФ. Иные споры, не подлежащие передаче на рассмотрение третейского суда, должны быть прямо установлены федеральным законом. Кроме того, федеральным законом могут быть установлены исключения из перечня споров, которые не подлежат рассмотрению третейским судом по правилам ,
  • Арбитражное соглашение может предусматривать передачу на рассмотрение третейского суда как уже возникших между сторонами, так и будущих споров, если иное не установлено федеральным законом. Например, арбитражная оговорка, включенная в договор потребительского кредита (займа) до возникновения оснований для предъявления иска, является недействительной в силу запрета, установленного .
  • Включенная в устав юрлица арбитражная оговорка, если из него не следует иное, связывает не только само юридическое лицо и его участников, голосовавших за включение арбитражной оговорки в устав, но и любых новых участников юрлица, которые приобрели акции или доли в его уставном капитале или стали его членами уже после ее включения в устав. Такая арбитражная оговорка также является действительной в отношении корпоративного спора с участием контрагентов юридического лица (третьих лиц) в том случае, если такие третьи лица также являются сторонами арбитражного соглашения, содержащегося в уставе юрлица.
  • Основанием компетенции третейского суда является действительное и исполнимое арбитражное соглашение, не утратившее силу. При наличии сомнений в его действительности и исполнимости следует оценивать не только текст арбитражного соглашения, но и иные доказательства, позволяющие установить действительную волю сторон (в том числе предшествующие ему переговоры и переписку, последующее поведение сторон).
  • В арбитражном соглашении, предусматривающем администрирование арбитража постоянно действующим арбитражным учреждением, стороны своим прямым соглашением могут предусмотреть, что арбитражное решение является для сторон окончательным. Это условие может содержаться только в прямом соглашении сторон и не может считаться согласованным, если оно содержится в правилах постоянно действующего арбитражного учреждения, даже если стороны при заключении арбитражного соглашения договорились о том, что такие правила являются его неотъемлемой частью. Соглашение об окончательности решения третейского суда распространяется только на стороны третейского разбирательства.
  • Уведомление о времени и месте проведения заседания третейского суда по делу считается надлежащим, только если оно было направлено с таким расчетом, чтобы каждая из сторон располагала разумным сроком для подготовки к разбирательству дела и прибытия на заседание;
  • Такое основание для отмены решения третейского суда, отказа в приведении в исполнение решения третейского суда, как противоречие публичному порядку РФ, применяется судом в исключительных случаях. При этом под публичным порядком в целях применения указанных норм понимаются фундаментальные правовые начала (принципы), которые обладают высшей императивностью, универсальностью, особой общественной и публичной значимостью, составляют основу построения экономической, политической, правовой системы РФ. Для вывода о нарушении публичного порядка суд должен установить совокупное наличие двух признаков: во-первых, нарушение фундаментальных принципов построения экономической, политической, правовой системы РФ, которое, во-вторых, может иметь последствия в виде нанесения ущерба суверенитету или безопасности государства, затрагивать интересы больших социальных групп либо нарушать конституционные права и свободы физических или юридических лиц. Применение третейским судом норм иностранного права, не имеющих аналогов в российском праве; неучастие ответчика в третейском разбирательстве; незаявление должником возражений против принудительного исполнения третейского решения сами по себе не свидетельствуют о нарушении публичного порядка Российской Федерации.

В заключение отметим, что некоторые из выводов, приведенных в рассматриваемом Пленума ВС РФ, в декабре прошлого года были включены в практики рассмотрения судами дел, связанных с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов и международных коммерческих арбитражей, утв. Президиумом ВС РФ. Теги: , , , , , , Источник: Документы по теме:

  • Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 353-ФЗ «»
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 декабря 2019 г. № 53 “”

Читайте также: Третейский суд принято считать институтом, который позволяет быстро и безапелляционно решать споры хозяйствующих субъектов.

Но есть случаи, когда решения арбитра так и не приводятся в исполнения. Обзор судебной практики по вопросам отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда – в колонке нашего эксперта. Вице-президент ТПП РФ, заслуженный юрист РФ, д.

ю. н. Напомним, что на сегодняшний день в ТК РФ в качестве органов, уполномоченных рассматривать индивидуальные трудовые споры, упомянуты только комиссии по трудовым спорам и суды. В частности, установлено, что арбитражное соглашение не обязательно должно быть заключено в форме отдельного документа, а может содержаться в отдельных положениях договора.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.

Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года. ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г.

Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, . 8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок) Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб.

3145), Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), . Реклама на портале. Если вы заметили опечатку в тексте,выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Порядок третейского разбирательства уточнен

09 Января 2019 Фотобанк Freepik Мнения экспертов «АГ» разделились. Один из них считает, что принятые поправки заслуживают поддержки, так как будут способствовать дальнейшему развитию института арбитража в России.

Другой эксперт раскритиковал порядок создания иностранными третейскими судами спецподразделений в РФ и привел доводы в обоснование своей позиции. 27 декабря Президент РФ подписал № 531-ФЗ о внесении поправок в законодательство об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ, который вступает в силу по истечении 90 дней после его официального опубликования. На сайте Минюста России , что закон направлен на дальнейшее совершенствование института третейского разбирательства в РФ и повышение доверия к арбитражным учреждениям.

Он разрабатывался с учетом замечаний членов Совета по совершенствованию третейского разбирательства и авторитетных экспертов в сфере арбитража.

Как ранее «АГ», поправки совершенствуют порядок предоставления российским НКО, при которых создаются постоянно действующие арбитражные учреждения, и иностранным арбитражным учреждениям права на осуществление деятельности третейского суда, а также повышают роль Совета по совершенствованию третейского разбирательства при Минюсте России в процедуре предоставления данного права.
Как ранее «АГ», поправки совершенствуют порядок предоставления российским НКО, при которых создаются постоянно действующие арбитражные учреждения, и иностранным арбитражным учреждениям права на осуществление деятельности третейского суда, а также повышают роль Совета по совершенствованию третейского разбирательства при Минюсте России в процедуре предоставления данного права. Позднее рабочая группа по совершенствованию законодательства о судоустройстве и процессуального законодательства поправки к проекту, согласно которым право на осуществление деятельности третейского суда будет предоставляется иностранному арбитражному учреждению, если оно входит в соответствующий перечень учреждений, признаваемых постоянно действующими.

В соответствии с принятым законом иностранное учреждение включается в такой перечень Минюстом России на основании рекомендации Совета Также согласно закону Минюст принимает решения о предоставлении или об отказе в предоставлении такого права на основании рекомендаций Совета по совершенствованию третейского разбирательства, а последний рассматривает исчерпывающий перечень документов к заявлению некоммерческой организации о наделении ее правом на осуществление деятельности третейского суда.

Перечень таких документов, предоставляемых российской организацией, включает, в частности, выписку из ЕГРЮЛ, решение уполномоченного органа некоммерческой организации, при которой создается постоянный третейский суд, заверенные правила постоянно действующего арбитражного учреждения, рекомендованный список арбитров. Иностранное арбитражное учреждение предоставляет, в том числе, справку с описанием своей истории и деятельности, выписку из реестра иностранных юрлиц, документы, подтверждающие наличие на территории РФ обособленного подразделения, которое не потребуется при разрешении споров между участниками специальных административных районов, правовой режим которых определен Законом о специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края. При этом в законе отмечено, что критерии широко признанной международной репутации иностранного арбитражного учреждения будет определять Минюст России на основе рекомендаций Совета по совершенствованию третейского разбирательства.

Для рассмотрения третейским судом споров, вытекающих из корпоративных договоров, соглашений участников юрлица по поводу его управления, исков об оспаривании участниками юрлица сделок от имени последнего, достаточно арбитражного соглашения между участниками организации или сделки.

Такие споры могут рассматриваться в третейском суде при отсутствии правил арбитража корпоративных споров. Также закон запрещает лицам, не получившим право на осуществление деятельности третейского суда, выполнять отдельные функции по администрированию арбитража. Им, в частности, запрещено назначать арбитров, разрешать вопросы об их отводах и прекращении их полномочий.

Кроме того, им нельзя рекламировать, в том числе в интернете, и публично предлагать функции по осуществлению арбитража, включая функции по осуществлению арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора.

Закреплено, что если местом арбитража является Российская Федерация, то споры, возникающие из таких договоров или в связи с ними, могут рассматриваться только в рамках постоянно действующего третейского суда. ответственный администратор Российского арбитражного центра при Российском институте современного арбитража Андрей Горленко отметил, что поправки в законодательство заслуживают поддержки, так как будут способствовать дальнейшему развитию института третейского разбирательства в российской юрисдикции.

«Мы видим значительную положительную динамику в этом направлении в течение последних двух лет действия нового законодательства. Интерес бизнеса к современным и добросовестным российским площадкам растет, сами арбитражные учреждения постоянно работают над совершенствованием своих процедур и популяризацией арбитража», – указал эксперт.

По мнению адвоката, партнера Clifford Chance Тимура Аиткулова, при сохранении полномочий у Совета по совершенствованию третейского разбирательства в части предоставления рекомендаций нет принципиальной разницы в том, кто будет предоставлять право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения на основе такой рекомендации – Правительство РФ или Минюст России. Также он отметил, что инициатива в части закрепления за иностранными третейскими судами обязанности создавать в России подразделения, если они будут администрировать внутренние споры, исходила от Минюста России.

По словам адвоката, данный подход не имеет под собой никаких юридических или практических оснований.

В обоснование своей позиции Тимур Аиткулов пояснил, что споры в третейском суде рассматриваются составом арбитров, а не арбитражным институтом.

«Состав арбитров может рассматривать дело в любом месте, о котором договорились стороны, – отметил адвокат. – Поэтому наличие или отсутствие в России подразделения иностранного третейского суда не повлияет на рассмотрение дела, и, следовательно, указанное предложение нецелесообразно. В противном случае такая мера лишь затруднит возможность российских организаций обращаться в иностранный третейский суд за разрешением спора».

Эксперт привел иные причины, почему он считает предложенную меру неработоспособной. «Вопрос о том, внутренний это спор или международный, зависит от состава участников. Предположим, изначально договор заключен иностранной компанией с российским контрагентом, но впоследствии иностранная компания уступила свои права российской организации (например, своему дочернему обществу в России), – разъяснил Тимур Аиткулов.

– Принятие предлагаемых поправок вполне возможно приведет к ситуации, когда арбитражная оговорка в таком договоре в пользу иностранного третейского суда, не имеющего подразделения в России, станет неисполнимой».

Адвокат полагает, что такой результат крайне негативно скажется на стабильности гражданского оборота.

«Более того, предлагаемые ограничения могут привести к тому, что российские организации будут действовать через иностранных лиц – хотя бы только для того, чтобы иметь возможность рассмотреть споры в иностранном третейском суде, если он, с их точки зрения, более предпочтителен для данного конкретного случая»

, – заключил Тимур Аиткулов.

Корр. «АГ» 09 Января 2019 Рассказать: Мнения Обзоры и аналитика Опрос Как нам улучшить контент «АГ»?

Просим читателей ответить на несколько вопросов о содержании «Адвокатской газеты»

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г.

N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»

Статья 3.

Получение документов и иных материалов 1.

Документы и иные материалы направляются сторонам в согласованном ими порядке и по указанным ими адресам. 2. Если стороны арбитража не согласовали иной порядок, документы и иные материалы направляются по последнему известному месту нахождения организации, являющейся стороной арбитража, или по месту жительства гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, являющегося стороной арбитража, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, предусматривающим фиксацию попытки доставки указанных документов и материалов.

Документы и иные материалы считаются полученными в день такой доставки (фиксации попытки доставки), даже если сторона арбитража по этому адресу не находится или не проживает. Статья 4. Отказ от права на возражение Если сторона, которая знает о том, что какое-либо диспозитивное положение настоящего Федерального закона или какое-либо требование, предусмотренное арбитражным соглашением, не было соблюдено, и тем не менее продолжает участвовать в арбитраже, не заявив возражений против такого несоблюдения без неоправданной задержки, а если для этой цели предусмотрен какой-либо срок, в течение такого срока, она считается отказавшейся от своего права на возражение.

Статья 4. Отказ от права на возражение Если сторона, которая знает о том, что какое-либо диспозитивное положение настоящего Федерального закона или какое-либо требование, предусмотренное арбитражным соглашением, не было соблюдено, и тем не менее продолжает участвовать в арбитраже, не заявив возражений против такого несоблюдения без неоправданной задержки, а если для этой цели предусмотрен какой-либо срок, в течение такого срока, она считается отказавшейся от своего права на возражение. Статья 5. Пределы вмешательства суда По вопросам, регулируемым настоящим Федеральным законом, никакое судебное вмешательство не должно иметь места, кроме как в случаях, когда оно предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статья 6. Органы для выполнения определенных функций содействия и контроля в отношении арбитража Функции, указанные в частях 3 и 4 статьи 11, части 3 статьи 13, части 1 статьи 14, части 3 статьи 16 и статье 40 настоящего Федерального закона, выполняются компетентным судом. Глава 2. Арбитражное соглашение Статья 7. Определение, форма и толкование арбитражного соглашения 1.

Арбитражное соглашение является соглашением сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между

Третейский суд

Если оснований нет, то выдаётся исполнительный лист, который взыскатель имеет право направить в Федеральную службу судебных приставов либо в определённых законом случаях осуществить принудительное взыскание самостоятельно. За неисполнение решения третейского суда проигравшей стороной добровольно, третейским соглашением или регламентом может быть предусмотрен штраф.

См. также: Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на . : подробности для бухгалтера .

часть суммы санкций, определяемых третейским судом, учитывается налогоплательщиком в целях .

международного коммерческого арбитража или решения третейского суда, а также учитывая позицию, .

. Учитывая изложенное, доходы арбитра (третейского судьи), полученные от указанной деятельности, облагаются . применения НПД в отношении деятельности третейского судьи (арбитра) требуется экспертиза соответствующих . договорных отношений между организацией, третейскими судьями и сторонами арбитража Страховые взносы .

. -11/68813). Уплата НПД арбитром (третейским судьей). Согласно ст. 2 Федерального закона .

разбирательстве) в Российской Федерации» арбитром (третейским судьей) является физическое лицо, избранное сторонами .

законом порядке для разрешения спора третейским судом.

Деятельность арбитров в рамках арбитража . от правовой квалификации статуса арбитра (третейского судьи). В Письме ФНС России от . . международного коммерческого арбитража или решения третейского суда, а также учитывая позицию, изложенную .

подразделением некоммерческой организации, с которой третейские судьи могут как состоять, так и .

применения НПД в отношении деятельности третейского судьи (арбитра) требуется экспертиза соответствующих конкретных .

договорных отношений между организацией, третейскими судьями и сторонами арбитража Письмо от . . , производимые сторонами арбитража в пользу третейских судей за осуществление третейского разбирательства, подлежат .

Третейское разбирательство: кейсов нет, но вы держитесь

Однако не стоит идеализировать третейское разбирательство – наряду с достоинствами у него есть и проблемы, и недостатки. Одна из проблем, которая возникает на практике, – неясность, арбитрабельны ли соглашения о передаче в третейские суды корпоративных споров, заключенные до 1 сентября 2016 года.

Из-за того, что сделки M&A (из которых возникает значительное количество корпоративных споров) имеют большой жизненный цикл, таких соглашений достаточно много. С одной стороны, новое законодательство предусматривает возможность передавать такие споры в арбитраж. С другой стороны, существует норма о том, что соглашения о передаче корпоративных споров в арбитраж, которые заключены ранее 1 февраля 2017 года, являются неисполнимыми.

И те, и другие новеллы по общему правилу не имеют обратной силы и, строго говоря, не должны применяться к старым арбитражным соглашениям.

«В последней судебной практике можно встретить указание на то, что и ранее действовавшее законодательство также позволяло передавать корпоративные споры в арбитраж (что не совсем соответствует позиции ВАС по ряду дел). С другой стороны, суды применяют новые положения законодательства (в частности, запрет на заключение арбитражных соглашений в отношении корпоративных споров до 1 февраля 2017 года) к «старым» арбитражным соглашениям, что зачастую приводит к их недействительности», – рассказал Алмакаев. Еще один вопрос: будут ли новые участники юридического лица связаны арбитражной оговоркой, которая содержится в уставе и получила единогласное одобрение?

Речь идет о тех корпоративных спорах, по которым закон требует одобрения всех участников юридического лица и самого юридического лица.

В доктрине высказывается положительное мнение по этому вопросу, но судебная практика пока остается достаточно консервативной. Схожий вопрос возникает применительно к директорам юридического лица. Споры с их участием относятся к числу арбитрабильных (например, спор о возмещении убытков, причиненных ими юридическому лицу).

Споры с их участием относятся к числу арбитрабильных (например, спор о возмещении убытков, причиненных ими юридическому лицу). Однако остается

Третейский суд

Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года Российское законодательство далеко от идеала, поэтому с целью усовершенствования в него регулярно вносятся различные изменения.

Новшество внес изданный Федеральный закон от 29.12.2015 г. №382-ФЗ, регулирующий деятельность третейских судов. Под третейским судом понимается единоличный судья или коллегия арбитров, которые рассматривают спорные вопросы гражданско-правового характера, возникающие при осуществлении предпринимательской или другой экономической деятельности.

В России эти учреждения создаются при некоммерческих организациях, получивших право осуществлять свои функции, но они не являются государственными.

Читайте также Обратите внимание!При рассмотрении спорного вопроса используются не только нормы законодательства РФ, но и договоренность между сторонами, которая оформляется письменным договором или соглашением между участниками. В таком суде можно рассматривать практически любые гражданско-правовые споры.

В большинстве случаев это дела:

  • о взыскании долгов;
  • связанные с внесением изменений в договоры или с их расторжением (аренды, купли-продажи и т.д.);
  • корпоративные споры о таких делах, как ущерб, нанесенный фирме руководителем, раздел акций и т.д.

не может рассматривать дела, подсудные арбитражному. К арбитрам указанного суда применяют менее жесткие требования по сравнению с государственными служащими:

  • возраст судьи должен быть не менее 25 лет;
  • арбитром может стать только дееспособное лицо;
  • требуется отсутствие неснятой или непогашенной судимости.

На эту должность не допустят лицо, если оно до последнего времени служило в правоохранительных органах, также было судьей, адвокатом и т.д., но было уволено за нарушение правил профессиональной деятельности.

Обратите внимание! При коллективном разбирательстве спорного вопроса достаточно лишь одного судьи с высшим образованием, остальные могут его не иметь, но должны отвечать ряду требований.

Читайте также Третейского судью не могут привлекать в качестве свидетеля, если обстоятельства дела стали известны при его рассмотрении. Если стороны в ходе разбирательства пришли к соглашению, выносится соответствующее решение. После этого можно обратиться в государственный суд, чтобы получить исполнительный лист для дальнейшего принудительного взыскания.

После этого можно обратиться в государственный суд, чтобы получить исполнительный лист для дальнейшего принудительного взыскания.

С письменным заявлением победителю спора можно обратиться либо по месту жительства должника, либо по месту, где находится суд. Срок рассмотрения заявления на выдачу листа об исполнении составляет 1 месяц. Законом дано право всем заинтересованным лицам оспаривать решение третейского суда.

Сторона, не согласная с резолюцией по делу, пишет заявление в районный суд и уплачивает госпошлину. Следует тщательнейшим образом аргументировать все выявленные недостатки или ошибки в разбирательстве.

Решение могут отменить по следующим основаниям:

  • разбирательство не подпадает под юрисдикцию третейского суда;
  • участника не уведомили должным образом о времени и месте процесса, из-за этого он не присутствовал при рассмотрении;
  • состав арбитров не соответствует действующему законодательству.

Указанное обращение будет рассматриваться в районном суде в течение 1 месяца. Наиболее сильными сторонами этого способа разрешения споров являются:

  • судьи выбираются участниками самостоятельно с учетом квалификации;
  • можно выбрать место рассмотрения спора;
  • еще до суда можно согласовать максимальную сумму, которая обязана будет выплатить проигравшая сторона;
  • можно договориться разделить расходы по оплате за услуги третейского разбирательства;
  • срок рассмотрения спора значительно меньше, чем в иных судах;
  • гибкость суда, так как правила определяют сами участники совместно с судьями;
  • полная конфиденциальность рассмотрения дела.

Как и во всех судебных системах, разбирательства в третейских судах имеют отрицательные стороны. К ним можно отнести:

  • решение третейского суда может отменить государственный суд, если будет установлено, что рассматриваемый спор не относится к компетенции первого;
  • оперативность прохождения всего процесса зависит от всех его участников. Если кто-либо откажется сотрудничать, то разбирательство может затянуться;
  • правовой статус ниже, чем у государственного, поэтому для начала исполнения принятого решения третейского суда арбитражный суд должен признать этот вердикт;
  • в финансовом плане разбирательство может обойтись дороже, так как нужно будет оплатить услуги судьи, при необходимости также стоимость проезда, проживание в гостинице и иные расходы, связанные с рассмотрением дела.

Существует международный действующий арбитражный орган — Постоянная палата третейского суда, созданная специально для мирного разрешения международных споров.

Обратите внимание!В основном она специализируется на коммерческих и финансовых конфликтах. С сентября 2016 г. началась реформа третейских судов. На тот момент их насчитывалось около двух тысяч, сейчас количество резко сократилось.

Это связано с тем, что для осуществления своей деятельности эти организации должны получить специальное разрешение. На начало 2020 г. действующими являются:

  • Институт современного инструктажа;
  • Общероссийская общественная организация «Российский союз промышленников и предпринимателей»;
  • Международный коммерческий арбитражный суд;
  • Морская арбитражная комиссия.

Этот список может измениться, если некоммерческие организации смогут добиться соответствующего согласования.

Таким образом, третейские суды претерпели изменения для более качественного оказания юридической помощи.

Современный институт третейского разбирательства является действенным инструментом разрешения споров. Судьи могут не иметь высшего образования, но решение об их назначении будет принимать контролирующий государственный суд. Юристы нашей компании обладают большим запасом знаний и готовы проконсультировать вас по любым вопросам судебных процессов.

Юристы нашей компании обладают большим запасом знаний и готовы проконсультировать вас по любым вопросам судебных процессов. Редактор Практикующий юрист с 2006 года

Принято постановление Пленума ВС о контроле судами третейского разбирательства

Как отметил Андрей Панов, в принятой редакции постановления из данного абзаца исключено предложение, которое указывало, что такие ограничения не распространяются на возможность передачи в арбитраж споров между исполнителем государственного контракта и его поставщиком (субподрядчиком).

«Очевидно, что ВС РФ рассчитывает распространить указанные ограничения также на договоры, заключенные во исполнение государственных или муниципальных контрактов, хотя никаких причин и законодательных оснований для этого нет»

, – посчитал он.

В п. 19 проекта отмечалось, что на рассмотрение третейского суда могут передаваться как уже возникшие между сторонами, так и будущие споры, если иное не установлено федеральным законом.

Например, арбитражная оговорка, включенная до возникновения оснований для предъявления иска в договор потребительского кредита, является недействительной в силу запрета, установленного ч.

4 ст. 13 Закона о потребительском кредите. Принятое постановление содержит указание на то, что данные споры могут передаваться на рассмотрение третейского суда в случае, если такое положение содержит арбитражное соглашение.

Ранее Сергей Косоруков обращал внимание на разъяснения, содержащиеся в п.

23 и 25 документа, в которых закрепляется общий принцип обязательности арбитражного соглашения для правопреемников его стороны (как универсальных, так и сингулярных).

«Указанный принцип применяется к новым участникам юридического лица, которые стали его участниками уже после включения арбитражной оговорки в устав данного юридического лица»

, – подчеркнул он.

Однако, посчитал Сергей Косоруков, в силу сложности влияния отношений сингулярного правопреемства на юридическую судьбу арбитражного соглашения в документе рассмотрены не все порождаемые практикой аспекты такого влияния. Согласно п. 26 постановления основанием компетенции третейского суда является действительное и исполнимое арбитражное соглашение, не утратившее силу. Любые сомнения должны толковаться в пользу действительности и исполнимости арбитражного соглашения.

ВС подготовил обзор судебной практики по делам, связанным с третейским разбирательством

Из п. 12 следует, что постоянно действующее арбитражное учреждение, являющееся правопреемником постоянно действующего третейского суда, осуществляет администрирование арбитража в соответствии с ранее заключенными арбитражными соглашениями, предусматривающими администрирование арбитража его предшественником.

Согласно п. 13 и 14 документа споры, вытекающие из публичных правоотношений или связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, не могут быть переданы на рассмотрение третейских судов. Кроме того, предметом третейского разбирательства не могут быть споры по закупкам для государственных и муниципальных нужд, как следует из п.

15. В п. 16 также отмечено, какие споры не могут рассматриваться третейскими судами – в частности, предусмотренные ч. 2 ст. 22 1 ГПК РФ, ч. 2 ст. 33 АПК РФ.

Юлий Тай заметил, что в п. 15 и 16 очень подробно разъясняется непростой вопрос арбитрабельности споров в области госзакупок и иных сопредельных споров, где присутствует некий публичный элемент.

«Не уверен, что такое подробное, почти школярское описание данной правовой проблемы с заходом на вечную тему разграничения полномочий законодателя и судебной системы делает простым и понятным ответ на него для судей первой инстанции, – заключил эксперт. – Скорее наоборот – многословный туман либо удаляет читателя от понимания, либо, что еще хуже, позволяет недобросовестным судьям наполнить аргументами судебный акт, в действительности вынесенный произвольным образом».

Исходя из п. 17 считается доставленным извещение, направленное стороне арбитража, третейского разбирательства по адресу, указанному этой стороной, но не полученное по зависящим от нее причинам. В п. 18 обзора отмечено, что при рассмотрении заявления об оспаривании решения третейского суда суд не вправе пересматривать такое решение по существу.

По мнению Андрея Панова, это разъяснение имеет важное значение, так как в нем еще раз напоминается о недопустимости пересмотра решения третейского суда по существу.

Третейское разбирательство

Суд согласился с выводами британского арбитра о взыскании с российского общества в пользу иностранной компании долга по договору поставки и расходов, связанных с арбитражным разбирательством 21 Июля 2021 Верховный Суд посчитал, что спор был фактически рассмотрен постоянно действующим арбитражным учреждением, не обладающим соответствующим статусом и компетенцией в РФ, действующим в обход закона с противоправной целью 23 Марта 2020 Адвокат АП Калужской области Роспись в получении претензии как подтверждение согласия на рассмотрение спора третейским судьей 16 Марта 2020 Руководитель практики юридического дивизиона RBS ВС РФ подвел итог вопросам взаимодействия государственной и третейской ветвей правосудия 14 Января 2020 Арбитражное право и процесс Суд заключил, что если российская компания не известила иностранного контрагента о смене адреса, то документы, направляемые иностранным третейским судом по последнему известному адресу стороны, считаются полученными ею 11 Декабря 2019 В ходе доработки документа были проработаны примеры того, что не может считаться нарушением публичного порядка Российской Федерации 11 Декабря 2019 В ходе доработки документа были проработаны примеры того, что не может считаться нарушением публичного порядка Российской Федерации 11 Декабря 2019 Документ будет разъяснять выполнение судами, арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении внутреннего третейского разбирательства и международного коммерческого арбитража 26 Ноября 2019 Документ будет разъяснять выполнение судами, арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении внутреннего третейского разбирательства и международного коммерческого арбитража 26 Ноября 2019 АС г.

Москвы отметил, что исключение согласованного сторонами арбитра из списка арбитров третейского суда лишило ответчика права заявить ему отвод при рассмотрении соответствующего спора и нарушило публичный порядок РФ 26 Сентября 2019 Верховный Суд пояснил, что обращение с иском в третейский суд с нарушением правил подведомственности прерывает течение срока исковой давности для обращения с соответствующим иском в арбитражный суд 19 Сентября 2019 Ответственный администратор Российского арбитражного центра Рост интереса к арбитражу повышает требовательность российских пользователей 10 Июня 2019 Опрос Как нам улучшить контент «АГ»? Просим читателей ответить на несколько вопросов о содержании «Адвокатской газеты»

Третейские суды или государственные: может ли выбор способа разрешения строительного спора действительно повлиять на его результат?

Согласовав, например, разрешение рассматриваемого спора в авторитетном Лондонском международном третейском суде, стороны должны осознавать, что срок исковой давности, в нашем примере, может истечь 31 января 2024 года. При этом также стоит учитывать, что в целом ряде правопорядков, такой институт как исковая давность вовсе не применяется при рассмотрении дел в третейских судах (например, большинство штатов США, Иран и др.).

Особенности исчисления исковой давности – один из примеров того, как кажущиеся второстепенными вопросы о выборе места и способа разрешения спора, могут в корне изменить результат разрешения спора по существу. Следующая отличительная особенность рассмотрения строительных споров в третейских судах кроется в субъектном составе участников спора. Как правило, помимо заказчика и подрядчика при реализации строительных проектов деловая цепочка, включает целый ряд иных участников правоотношений: субподрядчиков, инвесторов, агентов (заказчиков-застройщиков, инженеров строительного надзора и иных).

Предположим самую неосложненную модель спора: иностранный заказчик – российский генеральный подрядчик-субподрядчик. Стороны имеют взаимные претензии в отношении качества результата выполненных работ и их оплате. Субподрядчик полагает, что его право на получение оплаты нарушено, и желает восстановить свое право обращением в суд с иском к генеральному подрядчику.

При рассмотрении такого спора в государственном арбитражном суде нашему ответчику – генеральному подрядчику, не получившему в свою очередь оплату от своего заказчика, конечно разумно просить о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица заказчика проекта, имея ввиду, что принятый судебный акт может повлиять на его права или обязанности (). Напомним, о вступлении в дело третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, либо о привлечении третьего лица к участию в деле или об отказе в этом арбитражный суд должен вынести определение (). Принятое арбитражным судом

Статья 2.

Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

С 1 сентября 2016 года нормы данного документа не применяются, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления Федерального от 29.12.2015 N 382-ФЗ (часть седьмая Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ). В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:третейский суд — постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора (далее — третейский суд для разрешения конкретного спора);третейский судья — физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде;третейское разбирательство — процесс разрешения спора в третейском суде и принятия решения третейским судом;третейское соглашение — соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда;правила постоянно действующего третейского суда — уставы, положения, регламенты, содержащие правила третейского разбирательства и утвержденные организацией — юридическим лицом, образовавшей постоянно действующий третейский суд;правила третейского разбирательства — нормы, регулирующие порядок разрешения спора в третейском суде, включающий правила обращения в третейский суд, избрания (назначения) третейских судей и процедуру третейского разбирательства;стороны третейского разбирательства — организации — юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — граждане-предприниматели), физические лица (далее — граждане), которые предъявили в третейский суд иск в защиту своих прав и интересов либо которым предъявлен иск;компетентный суд — арбитражный суд субъекта Российской Федерации, районный суд в соответствии с подсудностью, установленной процессуальным законодательством Российской Федерации.(в ред.

Федерального от 28.11.2018 N 451-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) Открыть полный текст документа

Статья 3. Порядок образования и деятельности третейских судов

С 1 сентября 2016 года нормы данного документа не применяются, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления Федерального от 29.12.2015 N 382-ФЗ (часть седьмая Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ).

1. В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.2.

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, организаторами торговли, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным «Об организованных торгах», общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях — юридических лицах.(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 327-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.3.

Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация — юридическое лицо:1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;3) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.4.

Организация — юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда в соответствии с настоящей статьи.5. Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон, которое не может противоречить положениям и статьи 8, пункта 1 и статьи 13, настоящего Федерального закона.

Если в соглашении сторон порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора не определен, то применяются положения — настоящего Федерального закона.6.