Главная - Статьи - Психическое насилие над ребенком статья

Психическое насилие над ребенком статья


Психическое насилие над ребенком статья

16 самых важных вопросов о насилии над детьми: большой ликбез для родителей


Но важно помнить, что ребенок все понимает: наши интонации, выражения лица. Когда мы говорим ему замечания со спокойным выражением лица, то ребенок это понимает так: все хорошо, продолжай. Конечно, не стоит кричать, но можно постараться обозначить свое недовольство.Накричать, разозлиться, шлепнуть — это всегда проще и легче.Но если мы говорим о гуманистическом подходе к воспитанию, то он очень «дорогой» с точки зрения физических и эмоциональных ресурсов родителей.

И важно не забыть их восстанавливать.

Это не обязательно значит лечь и лежать (хотя и такой отдых нужен), но и понимать, когда нужно не брать на себя столько обязанностей.Системное насилие особенно опасно и имеет тяжелые последствия. В таком случае можно говорить о ПТСР — посттравматическом стрессовом расстройстве, когда человек длительное время находится в травмирующей ситуации.

Мне кажется, что так поступают люди, которые принимают насилие как идею. И часто это происходит потому, что к ним самим в детстве было применено насилие, но им очень сложно это признать и осознать, и тогда они начинают считать насилие воспитанием.Конечно, ведь мы рождаемся с предустановкой формировать привязанность ко взрослому человеку, с которым мы растем, это очень важно для развития.

По идее, этот взрослый должен нести нам безопасность, мы должны следовать за ним.

А когда он становится угрозой — для ребенка (да и для взрослого тоже) это невыносимое противоречие. И общество нам говорит — ой, ну что вы, такого не бывает, это вам показалось или вы сами сделали что-то не так.Как справиться с этим диссонансом? Особенно с мыслью, что это не мы виноваты, а взрослые.
Особенно с мыслью, что это не мы виноваты, а взрослые.

Чтобы защититься от такой мысли иногда проще вернуть себе контроль и сказать — ну, по-другому я бы и не понял.Мне кажется, что общественный контроль очень важен.

Мы социальные существа, как ни крути. И норма поведения уже меняется, поэтому мы с вами об этом сейчас и говорим.

Кто-то заявил — бить детей не нормально, кто-то сказал, что мир рухнет, если перестать их бить.

Так

Психологическое насилие над ребенком: удар словом

Вопросы воздействия на ребенка в процессе воспитания много обсуждаются родителями и специалистами их разных областей. И чаще всего все сводится к вопросу: бить или не бить? И каждый родитель решает для себя сам, исходя из личного детского опыта.

Мое мнение, как специалиста, – физические наказания имеют краткосрочный эффект «видимого подчинения», но оставляют в большинстве случаев глубокие рубцы на личности ребенка, которые остаются на всю жизнь.В этой статье мне бы хотелось коснуться другого вида насилия – психологического. Это такой вид насилия, который может быть незаметен с первого взгляда, он не привлекает внимания окружающих, он может быть «тихим», но отравляет отношения маленького человека и взрослых, формируя пропасть отчуждения и непонимания.Психологи выделяют 5 основных форм психического насилия:ОТВЕРЖЕНИЕ проявляется в том, что взрослый отказывается признавать ценность ребенка и свою обязанность удовлетворять его основные потребности, не признается право ребенка просить что-либо от родителейПри ИЗОЛЯЦИИ взрослый резко ограничивает социальные контакты ребенка, полностью контролирует круг его общения, препятствует установлению дружеских связей с другими детьми или доверительных отношений с другими взрослыми.

В крайних случаях могут ограничиваться даже контакты с другим родителем. У ребенка возникает впечатление полного одиночества, изоляции от внешнего мира и других людей.ТЕРРОРИЗИРОВАНИЕ проявляется в постоянной вербальной агрессии, регулярных обзывательствах, словесных унижениях, угрозах со стороны взрослого ( в том числе, заявления отказаться от ребенка), что создает у ребенка чувство страха, тревоги, и неуверенности.

Ребенок начинает воспринимать мир как враждебный и непостоянный. Терроризированием являются не только угрозы физической расправой со стороны взрослого, но и запугивание возможными враждебными действиями со стороны других лиц, которые взрослый рассматривает как заботу о ребенке.При ИГНОРИРОВАНИИ взрослый лишает ребенка одного из важнейших условий нормального психического развития – обратной связи со значимым взрослым ( отклика взрослого на обращение ребенка, его поведение).
Терроризированием являются не только угрозы физической расправой со стороны взрослого, но и запугивание возможными враждебными действиями со стороны других лиц, которые взрослый рассматривает как заботу о ребенке.При ИГНОРИРОВАНИИ взрослый лишает ребенка одного из важнейших условий нормального психического развития – обратной связи со значимым взрослым ( отклика взрослого на обращение ребенка, его поведение).

Игнорирование может быть следствием неадекватной педагогической тактики, эмоционального отвержения ребенка или психологической патологии родителя.РАЗВРАЩЕНИЕ проявляется в том, что взрослый способствует искаженной социализации ребенка, поощряет или прямо вовлекает в антисоциальное поведение, укрепляет проявления девиантного поведения.

В результате подобных действий подросший ребенок отвергает общепринятые моральные нормы и правила поведения, оказывается социально дезадаптировнным.Родители, не способные к конструктивному взаимодействию с ребенком, не получают удовлетворения от общения с ним, они понимают, что допускают ошибки при воспитании.

Однако вновь- и вновь их повторяют. Преобладание негативных эмоций, постоянная неудовлетворенность также ведут к тому, что обычные педагогические трудности начинают восприниматься как неразрешимые проблемы.Если родители неспособны объективно оценить ситуацию, выбрать правильную педагогическую тактику и последовательно претворять ее в жизнь.

В результате общение с ребенком для них оказывается постоянно связанно с отрицательными эмоциями, вследствие чего формируется отвержение ребенка, восприятие его как неблагодарного, не ценящего заботы родителей, стремящегося досадить им.

Преобладание негативных эмоций, постоянная неудовлетворенность также ведут к тому, что обычные педагогические трудности начинают восприниматься как неразрешимые проблемы.

Родители, испытывающие подобные чувства, значительно чаще используют наказание, рассматривая его как универсальное средство педагогического воздействия, в конечном итоге целью воспитания они начинают считать облегчение своей жизни, а не развитие и социализацию ребенка. Различные формы психического насилия вызывают различные ближайшие и отдаленные последствия, которые также зависят от возраста, когда ребенок пострадал от этого вида жесткого обращения. Психологам хорошо известно, что эмоционально теплые отношения ребенка с родителями или лицами, их заменяющими, в первые годы жизни являются важнейшим условием для его нормального психического и физического развития.Недостаток или отсутствие такой эмоциональной поддержки, психическое насилие вызывают существенные психические и поведенческие расстройства, которые будут проявляться много лет спустя в подростковом возрасте.

Нередко эти дети, вырастая, оказываются плохими родителями, не могут установить эмоционально теплые отношения с собственными детьми.Наиболее часто встречающимися последствиями психологические насилия над детьми являются:

  • отставание в психическом развитии, снижение интеллекта;
  • агрессивность;
  • импульсивность, недостаточная способность к контролю над собственным поведением;
  • низкая самооценка и повышенная тревожность;
  • неумение устанавливать доверительные, эмоционально теплые отношения;
  • трудности в общении со сверстниками

В большинстве случаев психологического насилия имеют место словесные оскорбления ребенка, его негативная оценка со стороны родителей или воспитателей.

Неизбежным следствием такой позиции значимых взрослых становится низкая самооценка ребенка. Отсутствие эмоционального контакта с родителями вынуждает его искать альтернативные способы отреагирования эмоций: от бегства в мир фантазий до антиобщественного поведения и агрессии, направленной либо на окружающих, либо на себя.
Отсутствие эмоционального контакта с родителями вынуждает его искать альтернативные способы отреагирования эмоций: от бегства в мир фантазий до антиобщественного поведения и агрессии, направленной либо на окружающих, либо на себя.

Однако таким путем не всем детям удается стабилизировать свое эмоциональное состояние, поэтому у них нередко встречаются аффективные нарушения (депрессия, тревога).

Психическое насилие редко становится основанием для социального вмешательства в семью, лишения родителей родительских прав или привлечения их к уголовной ответственности. Это связано с тем, что психическое насилие сложно выявить, еще сложнее обосновать, что действия родителей дают основание применить установленные законом средства для защиты прав ребенка, поскольку в полной мере негативные последствия данного вида жестокого обращения проявляются спустя длительное время. Кроме того, отсутствуют четкие границы, отделяющие допустимые дисциплинарные меры от психического насилия, и той тяжести психического насилия, которая дает основания для привлечения родителей к административной или уголовной ответственности либо является основанием для предъявления иска о лишении родительских прав.

Остается надеяться только на просветительскую и профилактическую работу средств массовой информации и специалистов в вопросах детства. Наличие эмпатии к ребенку, чуткое отношение к его потребностям, возникновение у родителей положительных эмоций при общении с ним способствует формированию обоюдной привязанности, а так же более внимательному отношению к ребенку. Такое конструктивное взаимодействие отвечает интересам ребенка и в то же время облегчает процесс воспитания.

Данная статья попытка внести лепту в понимание обществом недопустимости психологического насилия над ребенком и расширения диапазона родительской компетентности.

Жестокое обращение с детьми: статья 156 ук рф, памятка для родителей

Преступление будет рассматриваться по статьям 105, 109–112, 115, 117, 118. Само отношение преступника к совершённому означает наличие прямого умысла.

Мотивы проявления жестокости и преследуемые цели незначительны и не оправдывают виновного.

Субъект – гражданин, в чей круг обязанностей входит воспитание ребёнка: родитель, работник образования или здравоохранения, других учреждений, деятельность которых направлена на работу с несовершеннолетними. Уголовное дело по статье 156 УК РФ попадает в подследственность органа, обнаружившего преступление.

Д.

В. В. обвиняется в пренебрежении исполнением обязанности воспитывать ребёнка, соединённом с жестоким обращением.

Д. В. В., мать несовершеннолетней, нарушила требования закона заботиться о здоровье детей – как физическом, так и психическом, обеспечить полноценное развитие, не допуская со своей стороны грубого и жестокого обращения.

Нарушение выражено в умышленном пренебрежении обязанностями семьи заботиться о ребёнке.

Д. В. В. , специально избегая выполнения родительских обязанностей, не воспитывала и не заботилась о своей дочери, имеющей тяжёлое заболевание.

Подсудимая продолжительное время проявляла умышленное жестокое обращение с ребёнком-инвалидом, лишив её необходимой медицинской помощи.

В результате несовершеннолетняя многократно попадала в больницу с осложнениями, предотвратить которые было возможно, своевременно обратившись к врачу. Суд ознакомился с доказательствами и признал обоснованность предъявленного обвинения.

Действия Д. В. В. квалифицированы по ст. 156 УК РФ. При определении наказания была учтена опасность содеянного для общества, характеристики личности обвиняемой, насколько сильно необходимо воздействовать на виновную для её исправления. Отягчающие обстоятельства не установлены.

К смягчающим относится признание подсудимой вины. Факторы оценки личности Д. В.

В.: отрицательная характеристика по месту жительства;

Генеральная прокуратураРоссийской Федерации

Дети являются наиболее уязвимыми членами общества, и им только предстоит занять свое место в социуме. Ребенок вправе рассчитывать на уважительное отношение к себе со стороны окружающих. Однако невозможно исключить существование людей, которые способны допустить преступную жестокость к ребенку в силу его слабости.

Рекомендуем прочесть:  Узнать фзическое лицо по инн

Жестокое обращение, сопряженное с невыполнением обязанностей по воспитанию ребенка запрещено законом под угрозой наказания, то есть является преступлением, предусмотренным статьей 156 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Указанное преступление выражается в действии или бездействии, то есть в ненадлежащем исполнении или неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, возложенных на лицо законом, соединенное с жестоким обращением. Исходя из контекста статьи 156 УК РФ в ее взаимосвязи со сложившейся судебной практикой под жестоким обращением следует понимать: — невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, совершенное как путем действия, так и путем бездействия, которое по своему характеру или причиняемым последствиям носит жестокий характер: лишение питания, обуви и одежды, грубое нарушение режима дня, обусловленного психофизиологическими потребностями ребенка определенного возраста, лишение сна и отдыха, невыполнение элементарных гигиенических норм, влекущее за собой, к примеру, педикулез, чесотку и прочее, невыполнение рекомендаций и предписаний врача по профилактике заболеваний и лечению ребенка, отказ или уклонение от оказания необходимой медицинской помощи ребенку и другое; — активные действия, идущие в разрез с основными обязанностями субъекта воспитательной деятельности, которые состоят в применении к ребенку недопустимых методов воспитания и обращения, включающих в себя все виды физического, психического и сексуального насилия над детьми.

Исходя из контекста статьи 156 УК РФ в ее взаимосвязи со сложившейся судебной практикой под жестоким обращением следует понимать: — невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, совершенное как путем действия, так и путем бездействия, которое по своему характеру или причиняемым последствиям носит жестокий характер: лишение питания, обуви и одежды, грубое нарушение режима дня, обусловленного психофизиологическими потребностями ребенка определенного возраста, лишение сна и отдыха, невыполнение элементарных гигиенических норм, влекущее за собой, к примеру, педикулез, чесотку и прочее, невыполнение рекомендаций и предписаний врача по профилактике заболеваний и лечению ребенка, отказ или уклонение от оказания необходимой медицинской помощи ребенку и другое; — активные действия, идущие в разрез с основными обязанностями субъекта воспитательной деятельности, которые состоят в применении к ребенку недопустимых методов воспитания и обращения, включающих в себя все виды физического, психического и сексуального насилия над детьми. Для признания лица виновным в совершении данного преступления наступления каких-либо последствий не требуется.

Преступление всегда характеризуется прямым умыслом.

Виновное лицо осознает, что нарушает обязанность по воспитанию несовершеннолетнего, понимает, что обращается с ним жестоко и желает совершать такие действия, целенаправленно не выполняя свои обязанности по воспитанию несовершеннолетнего.

Субъектами данного преступления являются родители, усыновители, приемные родители, опекуны и попечители, лица, обязанные воспитывать несовершеннолетнего в процессе осуществления надзора за последним в силу своих профессиональных обязанностей. За совершение преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, предусмотрено наказание в виде штрафа до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами сроком до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишения свободы сроком до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

В случае невыполнения родителями или иными лицами их заменяющими обязанностей по воспитанию и обучению детей, не сопряженное с жестоким обращением с ними, наступает административная ответственность, предусмотренная ст.

5.35 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере до пятисот тысяч рублей либо предупреждение.

Имеется даже понятие “психологическая карликовость” (профессор Касаткина Э.), когда ребёнок, растущий в неблагоприятных для него психологических условиях, сильно отстаёт в росте и имеет задержку психического развития. Для детей, которых родители часто ругают, грубо обзывают, характерен высокий уровень агрессии, наличие межличностных проблем и отклонений в поведении.

Такие особенности детей мешают их социальной адаптации, вызывают неприятие и даже отвержение со стороны сверстников и взрослых. Постоянная критика и оскорбления приводят к тому, что ребёнок начинает считать, что он хуже всех, что он не заслуживает хорошего отношения родителей или других взрослых, не достоин их любви.

Уровень его самоуважения значительно снижен, формируется низкая самооценка — так называемый «комплекс неполноценности».

Такие дети, приспосабливаясь к ситуации, вырабатывают различные способы поведения — от склонности к уединению, чрезвычайной зависимости и подчиняемости другим, до агрессии и антисоциального поведения. Угрозы и запугивание, унижения со стороны родителей вызывают беспокойство и страх, подавляют самостоятельность ребёнка, в большинстве случаев у детей развиваются психосоматические болезни.

Пренебрежение основными нуждами ребенка может оказаться фатальным для ребенка. По данным Министерства здравоохранения РФ, 70% несчастных случаев, травм и отравлений детей в возрасте от 0 до 14 лет происходит из-за невнимания к их безопасности со стороны родителей и других взрослых Глава 16 Уголовного Кодекса РФ (преступления против жизни и здоровья) запрещает практически все формы физического насилия.

Следует отметить, что преступление может быть умышленным, когда виновный сознательно совершает действия, которые запрещены законом, либо неосторожным, когда виновный не предвидит возможности наступления преступного результата или по легкомыслию надеется его избежать.

Закон устанавливает уголовную ответственность за все преступления, совершенные умышленно, а в ряде случаев и за преступления, совершенные по неосторожности.

Понятия и формы жестокого обращения с детьми

///// Жестокое обращение с детьми – действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка). Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Формы насилия над детьми. Физическое насилие- действие (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится угрозой повреждения.

Влияние физического насилия на ребенка 1.

Поведенческие и психологические индикаторы: · задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

2. Признаки физического насилия над ребенком: Раны и синяки: · разные по времени возникновения; · в разных частях тела ( например, на спине и груди одновременно); · непонятного происхождения; · имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута); Ожоги: · типография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях рук, груди, голове.

Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округленные контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр; Укусы: · следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют эллипсовидную или овоидную формы; отпечатки верхних и нижних резцов прямоугольной, премолярной формы, типично наличие кровоподтеков.

«Синдром тряски ребенка»: · возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его взад и вперед; при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга; · у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глазах, тошнота, рвота, потеря сознания; одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия – синяки на плечах и груди, имеющие отпечатки пальцев. Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если: · родители поздно обращаются за медицинской помощью или инициатором обращения являются другие люди; · следы травм различной давности; · родители дают противоречивые, путанные объяснения случившемуся4 · обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений; · не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре; · отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь); · повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.

Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинского обслуживания, присмотре.

Влияние на ребенка: · не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес4 · ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища; · нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние ребенка; · не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно; · устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

Психическое насилие над детьми (эмоциональное дурное обращение с детьми): · обвинения в адрес ребенка (брань, крики); · принижение его успехов, унижение его достоинства; · отвержение ребенка; · длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей; · принуждение к одиночеству; · совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; · причинение боли домашним животным с целью запугивания ребенка. Влияние на ребенка: · задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников); · импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость; · попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни (у подростков); · уступчивость, податливость; · ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева; · депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав района Солнцево

Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 2.

Сексуальные игры, болезненная мастурбация. Поведение, характерное для более младшего возраста (энурез, сосание пальца, утрата связанности речи).У детей младшего школьного возраста: амбивалентность чувств по отношению ко взрослым, сложности в определении семейных ролей, страх, стыд, вина, чувство испорченности, недоверие к окружающему миру, отчужденность в поведении, нарушения сна, аппетита, агрессивность, чувство «грязного тела», молчаливость или чрезмерная разговорчивость, сексуальные действия по отношению к другим детям.У детей 9-13 лет: те же, что у детей младшего школьного возраста, а также депрессия, субъективное чувство утраты эмоций, одиночество, отсутствие друзей, страх возвращаться домой, изоляция в поведении, манипулирование другими детьми, неадекватные пищевые предпочтения (листья, мел, насекомые и т.д.).Для подростков 13-18 лет: отвращение, стыд, вина, недоверие, амбивалентность чувств ко взрослым, сексуальные нарушения, несформированность социальных ролей, чувство собственной ненужности, суицидальные попытки, желания и попытки уйти из дома, агрессивность в поведении, избегание телесной и эмоциональной интимности, непоследовательность поведения.Таким образом, знание признаков жестокого отношения к ребенку поможет вовремя оказать необходимую помощь пострадавшему и предотвратить дальнейшие серьезные нарушения в физическом и психологическом развитии.

При подтверждении наличия злоупотребления по отношению к несовершеннолетнему необходима планомерная, комплексная и согласованная работа правоохранительных, социальных и психологических служб по оказанию защиты, помощи и реабилитации жертвам насилия.При написании статьи частично были использованы материалы из работы:Кочемировська О. О. Можливості виявлення та попередження насильства в сім’ї: основні поняття. Посібник для соціальних працівників / О.

О. Кочемировська. – Харків, 2008. – 44 с.Следующая статья будет посвящена описанию психологических черт лиц, совершающих насилие в семье.

Психологическое насилие над детьми

Также заботливый взрослый может пообещать ребенку что-то, что он давно хотел, взамен на требуемое поведение или услугу (уборка по дому, например).

А потом не делают то, что обещали, в силу разных обстоятельств, откладывают обещания в долгий ящик, кормят ребенка «завтраками», а стоит ему упомянуть невыполненное обещание – срываются в крик или делают вид, что вообще ничего подобного не обещали. Ребенок и сам потом начинает врать, не исполнять договоренности и не доверять родителям.

Изоляция ребенка. Сюда относится запрет выходить дальше дома самостоятельно, ходить гулять, в гости к друзьям, покидать комнату. Или же родители не ограничивают ребенка пространством, однако запрещают общаться с ровесниками или вообще с кем-либо кроме себя.

Мотивируются такие меры со стороны взрослых тем, что они хотят защитить ребенка от плохой компании. Вспомним книгу Стивена Кинга «Кэрри», где мать не выпускала свою дочь никуда, кроме школы. У девочки совсем не было друзей, и ей не с кем было поговорить о своих проблемах, ее дразнили в школе, и защитить от этого ее тоже было некому.

Оскорбления, высмеивание, унижение. Это самая распространенная форма психологического насилия.

Ребенка обзывают, говорят ему, что он – обуза, проклятье, никому не нужен, кроме родни, да и те терпят его только благодаря своему доброму сердцу. Иногда взрослый неосторожно пошутит, и если чадо не оценило юмористический гений родителя и обиделось, то ответ «Какие мы нежные!» не заставляет себя долго ждать. Возможно, в остальном родитель хорош.

Однако этой фразой он дает понять своему чаду, что его чувства неважны и то, что его может обидеть, никому не интересно.

Особенно часто (в воспитательных целях, разумеется) родители начинают прилюдно оскорблять своего отпрыска, припоминать ему все его ошибки и огрехи и говорить, какой он плохой и неблагодарный. Гиперопека. Самый страшный и самый неочевидный вид психологического насилия. Да, ребенка можно перелюбить и испортить ему жизнь.

Когда мамочка лучше знает, что

Информация для родителей: Жестокое обращение с ребенком. Профилактика насилия в семье

Влияние жестокого отношения к ребенку на его физическое здоровье.

Жестокое отношение к ребенку может повлечь за собой:

  1. Отставание в физическом развитии.
  2. Инвалидизация.
  3. Инфекционные заболевания, в том числе передаваемые половым путем.
  4. Психосоматические болезни.
  5. Вред здоровью.
  6. Смерть.
  7. Беременность в подростковом возрасте.

Влияние на психическое здоровье

  1. Снижение самооценки, восприятие себя как испорченного, беспомощного.
  2. Трудности в общении со сверстниками и взрослыми.
  3. Эмоциональные нарушения: депрессия, тревога, страх.
  4. Расстройства адаптации.
  5. Задержка психического развития.
  6. Нарушения поведения: агрессивность, уходы из дома, сексуализированное поведение, промискуитет.
  7. Плохая успеваемость в школе.

Социальные последствия

  1. Неспособность стать эффективным членом общества.
  2. Девиантное поведение: алкоголизм, наркомания, проституция, противоправные действия.
  3. Неспособность стать хорошим родителем и семьянином. Жестокое обращение с собственными детьми

Факторы риска жестокого обращения с ребенком 1.

Особенности личности родителей: n Неразвитость родительских навыков, использование неправильного педагогического подхода; n Детский опыт жестокого обращения в собственной семье; n Неадекватные социальные ожидания в отношении ребенка (предъявление к ребенку требований, несоответствующих его уровню развития или возможностям); n Проблемы со здоровьем; n эмоциональная неразвитость. 2. Особенности семьи: n структурная неполноценность семьи; n отсутствие стабильных эмоциональных связей, знаний о привычках, характере и интересах друг друга; n многодетность.

3. Особенности ребенка: n наличие у ребенка стертых форм психических расстройств, нарушающих поведение и затрудняющих обучение; n проблемы со здоровьем; n глубокая социально-педагогическая запущенность, отсутствие навыков жизни в семье; n опыт жестокого обращения в родной семье;

Что делать, если вы стали свидетелем жестокого обращения с детьми?

Отношения родителей и детей регулируются Семейным и Гражданским кодексами, а в случае неисполнения родителями обязанностей по воспитанию ребенка – Уголовным и Административным.

В соответствии со статьей 65 Семейного кодекса РФ родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.

Рассказываем, что важно предпринять в случае, если вы стали свидетелем жестокого обращения с детьми.

Что сказано в законе «Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей», — говорится в тексте Семейного кодекса.

При этом, если вы стали свидетелем жестокого обращения с детьми со стороны его родителей, опекунов, учителей, сверстников или просто посторонних взрослых, то незамедлительно стоит обратиться в уполномоченные органы: отделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, органы опеки и попечительства или в прокуратуру.

Физическое или психическое насилие над ребенком, а также применение недопустимых способов воспитания, таких как грубое, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатация являются нарушением статьи 156 Уголовного кодекса РФ. В соответствии с ней нарушителю грозит штраф в размере до 100 тыс.

рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до 440 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Право ребенка на защиту предусмотрено Семейным кодексом РФ, в соответствии с которым должностные лица и граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Уполномоченный орган обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка (п.

3 ст. 56 СК РФ). Если несовершеннолетний стал жертвой преступления, нужно незамедлительно обратиться в полицию. Кроме того, действует единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей: 8–800–2000–122. Конфликт между ребенком и родителями Если вы стали свидетелем жестокого обращения с ребенком со стороны родителей и в случае, если семья вам незнакома и самостоятельно ребенку вы помочь не можете, остается только один выход – обратиться в правоохранительные органы.

Присутствие инспектора по делам несовершеннолетних в таких ситуациях не является необходимым и обязательным условием, так как речь идет о нарушении, совершенном взрослым человеком.

Если правоохранительные органы, проведя проверку, установили, что эти факты связаны с жестоким обращением, то родители могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 156 Уголовного кодекса РФ.При нарушение прав и законных интересов ребенка, в том числе при неисполнении либо при ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по его воспитанию или образованию, ребенок может сам обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет в суд в соответствии с п.

2. ст. 56 СК РФ. Родители, которые не исполняют обязанности по воспитанию и образованию детей, могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ, а также поставлены на профилактический учет в органы внутренних дел и оштрафованы. Конфликт между ребенком и посторонним взрослым В случае, если вы стали свидетелем конфликта между ребенком и посторонним взрослым, необходимо сообщить об этом родителям ребенка.

Ведь именно они, в соответствии с законодательством, являются законными представителями ребенка и должны защищать его права и интересы. Конфликт между несовершеннолетними Если вы увидели, как дерутся дети, помните о том, что вы не должны самостоятельно наказывать обидчика, так как неприкосновенность ребенка защищена Конвенцией о правах ребенка, а также российским законодательством. В случае правонарушения необходимо установить виновного.

Этим должны заниматься правоохранительные органы. Рекомендуем подписаться на нашу рассылку по электронной почте. Для того чтобы получать новости и разъясняющие материалы, необходимо перейти по ссылке и внизу страницы оставить свой e-mail.

Копировать ссылку

Жестокое обращение с детьми в семье: ответственность, профилактика

Помимо этого, данный вид жестокого обращения, в отличие от предыдущего, не оставляет заметных для окружающих следов на теле малыша, что делает невозможным распознать его со стороны.

Важно понимать, что насилие подобного рода – это не только непосредственное принуждение несовершеннолетнего к половому акту.

Случаи жестокого обращения с детьми в данном контексте могут включать в себя любые действия, направленные на удовлетворение сексуальных желаний взрослого с участием ребенка.

Сюда может входить как совершение полового акта, так и просмотр или создание каких-либо порнографических материалов.

Эмоциональное насилие По сути, каждая форма жестокого обращения в результате приводит к личностным травмам, поэтому она в каком-то роде является формой эмоционального насилия.

Однако в данном случае идет речь о непосредственном воздействии на психику ребенка при помощи высказываний или действий.

  1. К таковым относятся:
  2. Угрозы в словесной форме.
  3. Оскорбления и унижение ребенка.
  4. Постоянная критика ребенка.
  5. Насмешки.
  6. Изоляция малыша от сверстников и других людей.

Жестокое обращение родителей с детьми подобного характера наносит не меньший вред, чем физические травмы. Ребенок начинает ощущать себя никчемным и ни на что не способным.

Вместо того чтобы чувствовать заботу и любовь родителей, он получает осознание собственной неполноценности. Пренебрежение ребенком

Если все вышеперечисленные виды жестокого обращения представляли собой действия насильственного характера, то в данном случае ситуация, скорее, совершенно обратная.

Нередко родители оставляют своих чад на произвол судьбы, не заботясь об их воспитании и не выполняя хотя бы самых необходимых базовых обязанностей. Как правило, низкое социальное положение, подкрепленное наркотической или алкогольной зависимостью, вызывает такое жестокое обращение с детьми.

В школе ребенок может не числиться вообще, не говоря уже о хорошей успеваемости.

Ответственность за жестокое обращение с детьми

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ). Субъектом данного правонарушения (то есть лицом, которое может быть привлечено к ответственности) могут быть родители или иные законные представители несовершеннолетних. Обязанности, о которых идет речь, установлены статьями 63–64 Семейного кодекса РФ.

В качестве резюме отметим, что сотрудник образовательного учреждения может быть привлечен к административной ответственности по статье 5.35 КоАП только в одном случае — если он сам является родителем или законным представителем несовершеннолетнего, в отношении которого совершено правонарушение. Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.