Главная - Статьи - Развод по мусульманским обычаям

Развод по мусульманским обычаям


Развод по мусульманским обычаям

Процесс расторжения мусульманского брака. Развод (талак)


А потому человек должен подходить к совершаемому серьезно и внимательно, тогда не будет опечален ни в мирском, ни в вечном.] * Разводов [когда можно еще сохранить целостность семьи] — два. [Первый и второй разводы являются как бы незавершенными, а вот третий — окончательный.] [При возникновении внутрисемейной конфликтной ситуации, дав один или два развода] муж [как глава семьи] либо удерживает свою жену в рамках общепризнанных моральных норм [без применения насилия и притеснений; учитывая каноны, законы и традиции, то есть восстанавливает семейные отношения, пока не истек срок], либо [сохраняя и свое достоинство, и достоинство женщины] благородно освобождает ее от брачных уз [не препятствуя ее уходу по завершении соответствующего срока].

Недопустимо для вас [мужей] брать обратно что-либо [даже незначительное] из того, что вы дали (даровали) им [женам своим ранее], кроме как если есть обоюдное опасение нарушить Божьи заповеди [то есть в случае нарастания напряженности, появления конфликтов и ссор, когда жена просит, требует расторгнуть брак и при этом ведет себя аморально]. И если вы опасаетесь нарушения Божьих заповедей [когда накаляется внутрисемейная обстановка, разрушаются нормы взаимоуважения и жена уже не видит перспективы семейного счастья и благополучия со своим мужем, например возненавидела его], тогда нет греха на них обоих, если супруга попросит расторгнуть брак, «откупившись» чем-то [освободив себя от семейных уз и обязательств возвращением мужу полностью или частично того свадебного подарка (махра), который был передан ей во время (а также до или после, если его передача была отсрочена) бракосочетания]. Таковы границы, определенные для вас Богом, не переступайте же их!

Кто же переступает границы [благородства в поведении и правильности во взаимоотношениях, особенно внутри семьи], те — грешники (притеснители, тираны). * Если муж развелся с женой [если даны все три максимально возможных в одной семье развода, что занимает не один месяц и дает семейной чете

Три раза «талак» и за дверь: развод в арабских странах

7 декабря 201955 тыс. прочитали123 тыс. просмотров публикацииУникальные посетители страницы55 тыс.

прочитали до концаЭто 45% от открывших публикацию2,5 минуты — среднее время чтенияНаверное, многие слышали, что по Исламу для развода мужчине достаточно трижды сказать слово «талак» (развод), и женщина должна уйти из дома, в чем есть. Поэтому, мол, в арабских странах женщины круглостуточно ходят в золоте — чтобы, ежели чего, не пришлось уходить с пустыми руками.

Процедура развода через «талак» с одной стороны, действительно считается нормой по шариату, с другой — официальное расторжение брака гораздо сложнее.

Расскажу на примере Египта. По статистике, процент разводов здесь– самый высокий среди арабских стран и составляет 40% (хотя за верность этой статистики я не ручаюсь).

При этом в деревнях люди разводятся довольно-таки редко, так что в городах, скорее всего, этот процент существенно выше. Ислам допускает развод, хотя не одобряет его.

В большинстве случаев родственники сделают все возможное, чтобы примирить супругов, особенно если в семье есть дети. И все-таки развод сегодня — уже не редкость. Еще 10-20 лет назад отношение к разведенным было хуже: люди до последнего старались сохранить видимость семьи хотя бы ради детей.

Считалось, что девочке из разведенной семьи будет сложно выйти замуж. У египетских христиан развод невозможен, за очень редким исключением (обычный светский брак можно расторгнуть на общих основаниях, но очень сложно развенчаться, тем более — получить разрешение на повторное венчание). Христианки долго добиваются права на развод, но коптская церковь стоит на своем и не развенчивает без очень веских причин (доказанная измена, смена религии).

Отсутствие детей, болезни супругов и «не сошлись характерами» — не причина для развода. В таких случаях можно разъехаться, но остаться супругами на бумаге.Для развода мужчине-мусульманину достаточно трижды произнести слово «талака» – развод. После двух «талака» еще возможно примирение, но третий развод уже окончательный.

Оформление развода на бумаге не займет много времени, если инициатор развода – мужчина, или же развод происходит по обоюдному согласию. Если развестись хочет жена, то такой развод называется хула и проходит значительно сложнее и дольше – от нескольких месяцев до нескольких лет.

Раньше женщина могла лишь просить развода у мужчины и получала свободу только с его согласия, но благодаря поправкам, принятым по инициативе Сюзан Мубарек, женщины получили возможность развестись без согласия мужа, хоть и не быстро. В случае, если инициатором развода является женщина, она не получает муахр — отступные, прописанные в контракте. Если же мужчина хочет развестись, он обязан выплатить ей эту сумму (а это могут быть ого-го какие деньги).

У египтян нет понятия совместно нажитого имущества – на кого что записано, тому то и принадлежит.

Дети обычно остаются с матерью, на мужчину ложится обязанность обеспечить их жильем (часто они остаются жить в квартире отца, хоть она им и не принадлежит), а также выплачивать алименты, размер которых определяет суд (обычно от 15% до 50% от доходов отца, но фиксированной ставки нет). Часто женщины подают еще и на компенсацию за прожитые с этим мужчиной годы (для этого нужно доказать вину мужчины в том, что жена подала на развод).

Однако в случае повторного замужества женщины дети останутся с ней только если мужчина не возражает против этого (обычно мужчина против).

Чаще всего детей забирает бабушка по материнской линии, или же они уходят в семью отца.

Если жена – иностранка, ситуации бывают разными. Как правило, дети все равно чаще остаются с ней, но бывший муж может воспрепятствовать их выезду из Египта. Но здесь многое будет зависеть от вероисповедания матери, намерений отца (если он намерен любой ценой забрать детей, женщине будет сложно), а также от адвокатов.
Но здесь многое будет зависеть от вероисповедания матери, намерений отца (если он намерен любой ценой забрать детей, женщине будет сложно), а также от адвокатов. Бывают случаи, когда отец просто не отдает детей, даже если у женщины на руках решение суда в ее пользу.

Начало темы про египетские свадьбы — : граф Дракула отдыхает �Что такое Если понравилась статья — ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Впереди еще много интересных историй!________________________________________________________Еще больше о ЕгиптеМои книги о Египте:(Эксмо)(Эксмо)Книги доступны в бумажном и электронном виде.

«Опасное слово «талак» вообще надо выкинуть из лексикона»: имам объясняет правила развода по шариату

Нельзя мужу и жене расходиться сразу после произношения «талак», по шариату это не совсем правильно. Женщина должна жить в доме у мужа три месяца. Это три менструальных цикла женщины.

После этого мужчина говорит, что разводится с женой, и просит ее уйти из его дома, если дом принадлежит ему.Но если дом куплен на общие деньги или дом принадлежит жене, тогда дом подлежит разделению или мужчина сам уходит из дома жены.

Но если дом принадлежит мужу, жена уходит жить к родственникам.

К родителям, братьям, возможно, старшему сыну.Эти три месяца даны для обдумывания решения, в это время жена остается на виду у мужа, он может передумать и захотеть вернуть ее.

Всевышний всегда нам дает возможность вернуть, он не сторонник развода, он за то, чтобы муж с женой соединялись и были вместе.В течение этих трех месяцев муж по-прежнему обеспечивает жену.

Жена не может выйти замуж за другого, даже искать себе нового мужа. Ни в соцсетях, ни по СМС – никак. Она все еще жена этого мужчины. И самое интересное, что мужчине необязательно говорить словами, что он возвращает жену. Он может обнять ее, поцеловать, и это засчитывается за решение вернуть ее. Если между ними была близость, также считается за желание вернуть отношения.
Если между ними была близость, также считается за желание вернуть отношения.

Слова не нужны. – Кто должен сделать первый шаг?– Неважно кто.

Но возобновление брака зависит от мужа, это его решение. Если жена захочет вернуться, она не может это сделать без решения мужа.

Но за эти три месяца жена может подумать о причинах, почему муж решил развестись. Потому что обычно мужчина не разводится без причины. Поэтому жена должна думать, в чем ее вина.

Она может подойти и спросить мужа: «Может, мне надо измениться?» Поэтому первый шаг может сделать любой из двоих.То есть, хоть решение в руках мужчины, подтолкнуть его к этому решению может жена. Она может отказаться от своей гордости и признать вину, прийти к мужу со склоненной головой, тем самым смягчить мужа.

Тогда вероятности вернуть брак будет больше.После второго «талака» супругам надо очень сильно задуматься, потому что это уже серьезный шаг.

Особенности развода по шариату: порядок расторжения брака по мусульманским обычаям

» В исламском вероисповедании большое внимание уделяется взаимоотношению полов.

Развод в исламе не вызывает одобрения, как и в других религиях. Расторжение брака – это травма, хаос в душе двух людей.

Шариат хотя и разрешил разводы, но без особого благословения. Исламская мудрость гласит:

«Подумай 10 раз перед тем как жениться, в случае развода подумай в 10 раз больше»

. Разводы в исламских семьях случаются редко — когда восстановить гармонию в семье уже невозможно.

По мусульманским обычаям, для расторжения брака требуется соблюдение определенных правил. Брак в исламской религии – это договор о совместной жизни, обеспечивающий стабильность, уверенность, спокойствие супругам и их детям.

Разрыв супружеских отношений считается самым ненавистным Аллаху из разрешенных им действий. Развод (талак, хиллюль акди) объявляется письменно, словесно, знаком для немого.Талак бывает:

  • Обязательным — иля, когда муж дает клятву о невступлении в близость с женой больше 4 месяцев. По истечении определенного срока жена может потребовать у мужа половой близости. Супруг обязан дать развод, если не удовлетворит требование.
  • Желательным – сунна, когда муж не может обеспечить жену, или жена совершила большие грехи.
  • Неразрешенным – харам, если ущемляются права женщины.

Когда утрачиваются достоинства брака, семья распадается. При невозможности уладить спор между супругами самостоятельно со стороны обеих семей могут быть присланы справедливые представители.Расторжение семейного союза порицаемо в шариате.

Развод – последний шаг, если все попытки к примирению оказались тщетными.По шариату, инициировать развод может как муж, так и жена. Мужчины в исламских странах наделены большими правами, чем женщины. Браки распадаются чаще по инициативе мужей.

Процедура состоит в трехкратном произнесении слова «талак» в присутствии двух свидетелей. Причину разрыва отношений мусульманин может не озвучивать — так сохраняется доброе имя бывшей жены.

Развод по инициативе женщины происходит реже, когда муж длительное время не выполняет супружеских обязанностей – не содержит жену, не живет в семье.Распространенные причины расторжения браков в мусульманских семьях:

  • несоблюдение законов шариата, пренебрежение обязанностями мужа или жены;

  • эгоизм, неуважение, нежелание изменять своим привычкам;
  • работа жены, если муж относится халатно к обеспечению семьи;
  • несерьезное отношение к церемонии брака, когда в отношения вступают с целью лучше узнать друг друга, пожить, а если не получится — разойтись;
  • неприязнь со стороны родителей;
  • существенные различия в вере, возрасте, социальном статусе, образовании;
  • длительное отсутствие мужа в семье;
  • наличие второй жены.
  • Перечисленные случаи считаются вескими причинами, чтобы развод в семье мусульман выглядел как нормальное явление, а не грех. «Талак» должен произноситься не в одно и то же время, а в отдельные «чистые периоды» женщины. Временной промежуток дается для осознания ценности совместной жизни и воссоединения.Представители суннитов считают правомерным расторжение союза с помощью трех произнесенных подряд слов «талак». Шиитские алимы, наоборот, не считают законным быстрый развод. Часть мусульман считает, что единовременный тройной талак принимается как один.После первого или второго развода супруги могут воссоединиться спустя 3 месяца. При этом проводится церемония бракосочетания, и муж выплачивает жене махр.После 3-х этапов развода бывшие супруги могут сойтись только после того, как женщина выйдет замуж за другого мужчину и с ним разведется. Мусульманину запрещено давать развод супруге во время беременности и критических дней. Пока не истекли 3 периода очищения, муж может без возобновления никаха вернуть супругу.В период расторжения брака супруг обязан обеспечивать жену всем необходимым – жильем, едой, одеждой. Половая близость в это время между ними не допускается. Родившийся ребенок считается потомком супруга. Дети остаются на воспитании у матери до достижения ими 5-7 лет. Оцените статью: (5 оценили на 4,00 из 5) Загрузка.Поделитесь с друьями!Older Posts © 2021 Все о семейном праве | Внимание! Вся информация на сайте предоставляется исключительно в справочных целях и носит ознакомительный характер. По всем вопросам диагностики и лечения заболеваний необходимо обратиться к врачу за очной консультацией.Копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации проекта и активной ссылки на источник запрещено.

Развод в исламе

В исламе серьезное внимание уделяется материальным отношениям супругов. Не является исключением и процедура развода.

Мужчина обязан содержать супругу во время идды.

Также она может рассчитывать на получение после развода. Богословы спорят, является ли он жестом доброй воли или обязанностью со стороны мужчины. Дальнейшее содержание женщины зависит от наличия детей. Если они есть, то муж обязан оказывать помощь. Стандартом считается обеспечивать своих детей материально до их совершеннолетия.

Стандартом считается обеспечивать своих детей материально до их совершеннолетия.

В Коране прямо говорится, что развод ненавистен Богу. Нельзя разорвать священные узы брака только из-за того, что жена надоела или просто перестала нравиться. Мусульманин должен уважительно относиться к своей жене, запрещено проявлять к ней агрессию, а тем более физическое насилие.

Женщине в случае возникновения конфликтов в семье не рекомендуется отказывать мужчине в близости. Ислам требует от супругов приложить все усилия для сохранения семьи, потому что в случае развода страдают не только они, но и дети, друзья, родственники. Недаром у мусульман придумана процедура с тремя разводами.

Она дает мужчине и женщине дополнительное время на обдумывание.

Если один из супругов подрывает брак, то второй – обязан приложить все силы, чтобы сохранить его. Но если примирение все же невозможно, то расставаться следует мирно, не усугубляя развод ссорами.

Нередко в исламе талак называют «развязыванием узла». Также предписывается после развода позаботиться о детях.

Расторжение брака в исламе – это сложный процесс, имеющий несколько этапов. Нарушение процедуры может привести к признанию расторжения отношений недействительными. Есть хадис, который признает развод, объявленный в состоянии гнева, недействительным.

Подобной точки зрения придерживается большинство исламских богословов.

Однако факт внезапной вспышки гнева признается только в том случае, если мужчина раньше не помышлял о разводе, не обсуждал и не готовил его. Также талак считается недействительным, если мужчина дал его в неадекватном состоянии, в помутненном сознании, во время приступа эпилепсии.

Бракоразводный процесс в исламе

Как уже говорилось выше, в некоторых случаях такое возможно, однако здесь имеется несколько исключений:

  • Муж не имеет права инициировать развод в период менструации у его жены. В противном случае он совершит запретное, что не приветствуется Аллахом. Мало того, такой развод может быть отсрочен до наступления периода «очищения» у женщины. При осуществлении подобных действий со стороны супруга, жена способна оспорить разрыв отношений на законных основаниях.
  • Если супруги состояли в половых отношениях после менструации, то развод не признается действительным до тех пор, пока не будет установлен факт отсутствия беременности.

Итак, развод по исламу – это допустимый шаг, на который может решиться любая пара. Но в мусульманской вере имеются также понятия обязательного, желательного, нежелательного и не разрешенного разрыва отношений.Об этом следует поговорить более подробно:

  • Не разрешенное расторжение брака называется харамом. Как уже говорилось выше, никто в соответствии с верой ислама не имеет право разводиться в период менструального цикла жены, если до этого супруги состояли в интимных отношениях. Невозможен развод и на этапе отсутствия у женщины менструального цикла, если после предыдущего «очищения» она состояла в половом контакте с мужем. Если супруг смертельно болен и знает об этом, он не может развестись со своей супругой с целью лишить ее наследства.
  • Желательный развод называется сунной. Такие ситуации возникают, если, к примеру, мужчина-мусульманин является не в состоянии обеспечить свою жену в соответствии с Шариатом, в то время как она требует этого. Желательно развестись и в случае отсутствия взаимного влечения. Если женщиной совершаются большие прегрешения (прелюбодеяние или действия, порочащие мужское достоинство), то в соответствии с верой ислама, развод также является допустимой мерой.
  • В исламе существует также понятие обязательного развода.
  • Нежелательным является развод без весомых причин. Такой разрыв брачных уз называется «карахат».

Развод в Исламе (талак)

Поговорим о каждом из них подробнее.

Давать развод дозволено в период времени, когда женщина очистится после месячных, до начала следующего цикла.

При этом нельзя вступать с ней в интимную близость. Если после очищения мужчина имел близость с женой, а затем вознамерился дать ей развод, то ему следует дождаться начала у жены следующего цикла и момента, когда она очистится.

Доводом на это условие является хадис, в котором Нафи’ рассказывал: «Когда Ибн `Умар, да будет доволен им Аллах, развелся со своей женой в то время, когда она была в состоянии менструации (хайд), то (его отец) ‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил посланника Аллаха ﷺ об этом. Тогда посланник Аллаха ﷺ сильно рассердился из-за этого и сказал ‘Умару: مُرْهُ فَلْيُرَاجِعْهَا، ثُمَّ لْيُمْسِكْهَا حَتَّى تَطْهُرَ، ثُمَّ تَحِيضَ، ثُمَّ تَطْهُرَ، ثُمَّ إِنْ شَاءَ أَمْسَكَ بَعْدَ ذَلِكَ، وَإِنْ شَاءَ طَلَّقَ قَبْلَ أَنْ يَمَسَّ، فَتِلْكَ الْعِدَّةُ الَّتِي أَمَرَ اللَّهُ سُبْحَانَهُ أَنْ تُطَلَّقَ لَهَا النِّسَاءُ «Прикажи ему [своему сыну] вернуть ее и удержать, пока она не очистится от менструации (хайд) и у неё не начнется новый цикл.

А затем, после очищения, если захочет удержать ее, то пусть удержит, а если нет, то пусть разведется, прежде чем прикоснется к ней.

С этого времени и начинается установленный срок (‘идда), согласно которому Аллах, Свят Он и Велик, приказал разводиться с женами»» (Бухари 5252, Муслим 1471).

Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: زَادَ فِيهِ بَعْضُ الرُّوَاةِ أَوْ عِنْدَ حَبَلٍ قَدْ تَبَيَّنَ، وَلَمْ أَجِدْهُ فِي الرِّوَايَاتِ الْمَحْفُوظَةِ

«Разводитесь с ними, когда они очистятся (от хайда или нифаса), не вступая с ними в половую связь (после предыдущего очищения от хайда или нифаса)»

(Бейхакы 14915).

При этом важно отметить, что если муж всё-таки даст развод в период менструации, не дожидаясь очищения, или после очищения, но уже имев с женой интимную близость, то хотя это и будет неправильно, развод всё-таки будет засчитан.

На это указывает понимание сподвижника, которое мы берем из хадиса со слов Мухаммада ибн Сирина, который рассказал, что Юнус ибн Джубайр сказал:

Развод – самое ненавистное из дозволенного


В этом случае она становится запретной для своего мужа до тех пор, пока не вступит в законный брак с другим мужчиной и между ними не произойдёт половое сношение. А если по какому-либо случаю они разведутся, то после этого, соблюдая все условия, такие как завершение времени идды, совершение нового никяха и выплаты махра и т.

д., прежний муж может взять её снова в жёны. Об этом Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Если же он дал ей развод (в третий раз), то не разрешается она ему после, пока не выйдет она за другого мужа (и между ними произойдёт близость), а если тот (за которого она выйдет замуж) даст ей развод, то нет греха над ними (имеется в виду на ней и на её первом муже), что они вернутся друг к другу (т.

е. к супружеской жизни), если оба они думают выполнять установления Аллаха.

Таковы установления Аллаха, которые разъясняет Он для людей знающих» (сура «Аль-Бакара», аят 230). Таким образом, Творец сделал жену запретной для мужа, который дал ей трижды развод, до тех пор, пока она не побывает замужем за другим. Это вызвано тем, что в первые годы Ислама жёнам давали развод неограниченное число раз и снова их возвращали.
Это вызвано тем, что в первые годы Ислама жёнам давали развод неограниченное число раз и снова их возвращали. И Всевышний Аллах ниспослал следующий аят (смысл):

«Развод (после которого можно вернуть жену) допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях (без вреда по отношению к ней), либо отпустить её по-доброму…»

(сура «Аль-Бакара», аят 229).

Тем самым Всевышний ограничил число разводов, что оградило женщин от произвола их мужей, т.

к. мужья будут знать, что если он и в третий раз произнесёт бракоразводные слова, то он уже не имеет права вернуть её себе в жёны, пока она не выждет время идды после его развода, потом выйдет за другого, вступит с ним в половую близость, и, если они по какому-либо случаю разведутся, она опять выждет время идды после второго мужа, и только потом она становится ему дозволенной для женитьбы на ней ещё раз. Если при совершении брачного договора (никях) перед человеком, за которого она выходит замуж после развода с первым мужем, поставить условие и сказать:

«Когда ты совершишь с ней половой акт, ты с ней разведёшься»

или «…она после этого не твоя жена», то такое условие делает этот никях недействительным.

10 правил развода в исламе

Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод Существует множество причин, почему супруги могут прийти к решению развестись. Но, что бы не случилось в жизни мусульманина, первое, что ему следует делать, –размышлять, исходя из Корана, и искать решение в соответствии со своей верой.

Что говорит ислам о разводе? 1. Ислам с неодобрением относится к разводу. Для Аллаха радостнее всего, когда его рабы, сплоченные однажды узами брака, живут в мире и любви.

И даже при возникновении трудностей и разногласий, наша вера призывает нас к терпению, размышлению и стремлению сохранить брак.

Тем не менее, если не остается другого выхода, развод не является грехом.

В хадисе сказано:

«Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод»

. 2. Аллах предписывает мужу и жене назначить судей с обоих сторон на первом шаге к примирению в процессе развода. 3. Если же примирение не состоялось, как мужчина, так и женщина, согласно Корану, имеют право развестись.

4. Развод, инициированный мужчиной, – талак. Произнесение талака мужчиной может быть устным и письменным, но, сделав его однажды, он должен соблюсти период ожидания идда (3 месяца), во время которого запрещены интимные отношения, даже при условии, что супруги живут в одном доме.

5. Развод, инициированный женой, – хуль.

Женщина может требовать развод или хуль, если есть на то причина. В этом случае женщина возвращает свой махр, так как расценивается как нарушитель брачного договора.

6. В случае талака, когда муж является нарушителем брачного соглашения, он должен заплатить махр в полном объеме, если он был отсрочен, или же оставляет его полностью женщине, если уже был вручен. 7. В случае, если провинился мужчина, и женщина хочет развода, она может обратиться к судье с такой просьбой. Она должна будет предоставить доказательство и доводы, свидетельствующие, что ее муж не выполнил свои супружеские обязанности.

8. Единственной оправданной и законной причиной для развода считается аморальное и противоречащее исламу поведение супруга. Например, если один из супругов занимается прелюбодейством.

9. Еще одной веской причиной для развода является отречение от ислама. Если мусульманин или мусульманка оставляет ислам, брак аннулируется. 10. Пророк (мир ему) сказал: «Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод». Супругам следует избегать развода. При возможности супруги должны стремиться избежать бракоразводного процесса.

При возможности супруги должны стремиться избежать бракоразводного процесса.

Если имеются проблемы и трудности, им следует работать над собой и над трудностями, обратиться к помощи родственников и близких друзей. Сайда Хайат

Бракоразводные процедуры в Исламе

28 Август 2012 5563

Идда – это определённый срок времени, который женщина выжидает по случаю развода или смерти мужа для того, чтобы вновь выйти замуж.

Идда разделяется на два вида: 1) идда после развода или расторжения брака; 2) идда после смерти мужа. Если жена получила развод от своего мужа, то в зависимости от состояния женщины продолжительность срока идды после развода различается, и по его истечении женщина считается окончательно разведённой. Говоря о разведённых женщинах, Всевышний Аллах сказал (смысл): «Разведённые женщины должны выжидать [не выходя замуж] в течение трёх менструаций [после того как произнесли бракоразводные слова (талак)].

Непозволительно им скрывать то, что сотворил Аллах в их утробах [о начале или завершении менструации или о ребёнке], если они веруют в Аллаха и в Последний день (т.

е. Судный день)…» (сура «Аль-Бакара», аят 228).

Существуют следующие сроки, в течение которых женщина, имевшая близость с мужем, должна после развода выжидать и не имеет права выходить замуж: а) три межменструальных цикла очищения, если у женщины бывают менструации; б) три лунных месяца, если она не имеет менструаций; в) если женщина беременна, то она должна выждать время до рождения ребёнка. Всевышний об этом в Коране говорит (смысл): «Что касается тех из ваших жён, у которых прекратились месячные (т. е. которые отчаялись в приходе месячных), если вы сомневаетесь [в их сроке соблюдения идды], то установленный им срок [до вступления в новый брак] – три месяца, как и для тех, которые не достигли [возраста] месячных.

Для тех же, которые беременны, установленный срок – до тех пор, пока они не разрешатся от бремени. Тому, кто боится Аллаха, Он сделает в Своём деле лёгкость» (сура «Ат-Талак», аят 4).

Сроком идды для беременных женщин, независимо от того, умер её муж или дал развод, является время, пока она не родит ребёнка, т. е. для беременных женщин он заканчивается с моментом рождения ребёнка, вне зависимости от срока беременности, как об этом упоминается в аяте, приведённом выше. Если женщина, вышедшая замуж, по определённым обстоятельствам или причинам не имела половой близости с мужем, то на неё после расторжения брака или после произнесения бракоразводных слов не возлагается соблюдение времени идды и она может сразу же выйти замуж.

В Священном Коране говорится (смысл): «О те, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а потом даёте им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать срок идды [до нового замужества], который вы бы отсчитывали.» (сура «Аль-Ахзаб», аят 49). Ислам даёт право мужу восстановить свой брак до истечения времени идды, если бракоразводные слова были произнесены один или два раза, т.

е. чтобы не был совершён окончательный развод, именуемый в Шариате ат-талак аль-баин. (Для того чтобы узнать, как и в каком количестве был совершён развод или состоялся ли он вообще, необходимо обратиться к имаму вашей местности или к компетентному алиму, знающему решения таких вопросов.) Для восстановления брака в течение идды не нужны ни согласие опекуна жены или самой жены, ни новый брачный дар (махр). Однако о восстановлении брака желательно оповестить двух справедливых мусульман, так как Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл): «Когда они приблизятся к завершению установленного срока (идды), то удерживайте их [вернув их себе в жёны], не причиняя им вреда, или же разлучитесь с ними (не возвращая их).

При этом (при разводе или возврате) призовите свидетелями двух справедливых (мужей) из вас (т.

е. из числа мусульман) и установите свидетельство перед Аллахом» (сура «Ат-Талак», аят 2). Абу Давуд передал, что Имрана ибн Хусайна спросили о мужчине, который развёлся с женой, а потом вступил с ней в близость, не приведя свидетелей ни на развод, ни на восстановление брака.

Ибн Хусайн сказал ему: «Ты развёлся не по Сунне и восстановил брак не по Сунне. Приводи свидетелей и на развод, и на восстановление брака и больше так не делай».

Для того чтобы вернуть жену, у которой не завершилась идда, необходимо произнести слова раджа‘туки, т. е. «я возвращаю тебя себе в жёны».

Сказав эти слова, муж восстанавливает свой брак, который не был расторгнут окончательным троекратным разводом. Относительно восстановления брака после таких поступков, как поцелуй, прикосновение, половая близость и т. п., существуют разногласия среди мазхабов, но по достоверному решению мазхаба имама аш-Шафии считается, что никакие поступки, даже половая близость, не являются восстановлением брака, если об этом не было заявлено вслух.

Таким образом, если мужчина вознамерился вернуть жену в течение идды, то помимо произнесения обязательных слов для возврата жены также желательно заявить об этом в присутствии двух справедливых мусульман.

Следует знать, что оповещение об этом жены не является условием для восстановления брака в течение идды. Но если по истечении этого срока мужчина, не приводя свидетелей, заявит женщине, что он вернул её вовремя, она может отказать ему в признании этого и поднять вопрос о шариатском решении имама. Если муж и жена после завершения времени идды решат вновь соединиться в браке, то это возможно, если развод не был окончательный (т.

е. троекратный), только при заключении нового брака и выдаче жене нового махра.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем .

Расторжение брака по исламским законам

В этот период вступление в интимные отношения запрещено, даже при совместном проживании.

  • Хуль (развод, который требует жена по исламским обычаям) может быть потребован женщиной при наличии на то причин.

    Когда жена требует хуль, она должна возвратить махр по причине расторжения брачных договоренностей.

  • Женщина может обратиться в судебную инстанцию, если муж не исполняет свои супружеские обязательства. Для того, чтобы судья оформил развод, ей необходимо будет предоставить доказательства, подтверждающие невыполнение мужем обязанностей, оговоренных Кораном.
  • При нарушении мужем брачного договора он обязан выплатить жене махр в его полном размере.

    В случае, если махр уже вручался жене, он оставляется ей в полном объеме.

  • Причины развода в исламе строго оговорены Кораном.

    Для разрыва брачных отношений один из супругов должен аморально себя вести, его поведение должно противоречить исламу. Например, он должен изменять, не вести с супругом половую жизнь и т.д.

  • Отречение супруга от ислама также служит причиной расторжения брачного союза.

    Для сохранения семьи оба партнёра должны быть мусульманами, если же кто-то из пары перестает быть мусульманином, происходит аннуляция брака.

  • Алгоритм бракоразводного процесса в исламе:

    • Ещё через месяц формула проговаривается в третий, заключительный раз.
    • Проговаривание формулы, приводящей к разводу, в первый раз.
    • Спустя месяц формула проговаривается ещё раз.

    Такой процесс может иметь место, когда супруги сомневаются в правильности своего решения. Благодаря времени, которое даётся на развод, супруги могут обдумать и взвесить свое решение.

    Развод является крайней мерой, которая предпринимается только в случаях полного непонимания в семье. К разводу супругов могут побудить разные причины, однако в исламе люди должны решать этот вопрос в соответствии с верой.

    При уверенности в своем решении брачные отношения могут быть расторгнуты, но только с соблюдением предписанных Кораном условий.

    §4. Развод. ‘Идда

    И впоследствии дети могут быть рождены в результате прелюбодеяния. С целью предохранения супругов мы рассмотрим некоторые близкие к разводу действия.

    Зихар – это сравнение мужем своей жены с частями тела женщины, с которой он не имеет право заключать брак. Зихар происходит, к примеру, когда муж скажет супруге:

    «Ты для меня как спина моей матери (или сестры и т.п.)»

    . Однако зихар не произойдет тогда, когда муж сравнивает жену с частями тела женщины, с которой он временно не имеет право заключать брак (например, если приравнивает к сестре жены).

    Если же муж скажет жене: «Ты мне как мать», с намерением оказать жене почтение, то это не будет считаться зихаром.

    Но лучше избегать такие выражения.

    Ислам обязал мужа выдать выкуп (каффара) за зихар и до его выплаты сделал жену запретной ему. Однако он не приравнивается к разводу.

    В настоящее время в качестве выкупа супруг должен соблюдать пост два месяца подряд.

    Если человек по болезни или из-за старости не может соблюдать пост, то он должен раздать еду шестидесяти нуждающимся в количестве одного мудда (прибл.

    600 гр. пшеницы) каждому. Обет – это означает, что муж дает обет (клянется) в том, что не будет совершать половой акт с женой. Если, к примеру, муж говорит жене: «Не буду приближаться к тебе», то этот обет действителен в течение 4-х месяцев.

    В таком случае супруг должен вернуться к законному браку, если не желает разводиться или сказал это по незнанию.

    Если он совершит половой акт с женой в это время, то данный им обет утрачивает силу, однако супруг должен будет совершить искупление (каффара). Если же в течение вышеназванного срока, супруг не аннулирует свой обет и отказывается сделать это, то жена может потребовать, чтобы муж совершил с ней половой акт или через имама потребовать развод.

    Если имам осуществит развод, то обет утрачивает силу, при этом муж опять таки совершает искупление (каффара). В данном случае произойдет один талак радж‘ий. Жена имеет право требовать у супруга развод, если он не выполняет свои супружеские обязанности, которые налагает на него шариат.

    Всё, что мы должны знать о разводе

    То есть, получается окончательный развод. Разницы нет, была интимная близость или нет.

    Если после трёх разводов мужчина желает вернуть обратно жену, то она не имеет права выйти снова за того же мужчину, который ей дал трёхкратный развод. Бывшие супруги могут пожениться заново только в том случае, если она выдержит срок идды (примерно три месяца), выйдет замуж за другого, вступит с ним в половой контакт, разведётся с ним, выдержит срок идды (примерно три месяца). Многие необдуманно произносят слова развода в шутку, считается ли при этом развод?

    Да, развод считается, поэтому не стоит шутить на эту тему. В арабском языке есть такие понятия как «сарих» и «кинаят», слова развода делятся на два вида.

    Первый вид – это форма слов, которая не нуждается в намерении, и вторая – кинаят, во время произношения слов, близких по смыслу иметь намерение на развод. К первому виду относятся слова талак- развод: «Ты разведена», «Я даю тебе развод», и здесь уже не важно, имел ли он намерения на развод, шутил ли он или произнёс в гневе. Ко второму виду относятся слова «Ты мне не жена», «Иди к маме», «Я отпускаю тебя» и т.д., в этом случае учитывается намерения во время произнесения этих слов.

    В этом случае учитывается намерение мужа при написании этих слов, будь то с помощью смс- сообщения, либо в виде письма. Может возникнуть вопрос почему, ведь это форма слов, которая не нуждается в намерении. На самом деле слова: «Я даю тебе развод» или «Я с тобой развожусь» не нуждаются в намерении при произнесении их вслух или шёпотом, т.е., главным условием является произнесение их языком.

    Если в течение срока идды он вернул её, то она остаётся его женой, если же по истечению этого срока он захочет её вернуть, то, естественно, необходимо возобновить никях.

    В случае, если муж приведёт двух свидетелей, которые слышали, что он её возвращал до истечения срока идды, его слова принимаются и жена к нему возвращается, если же нет свидетелей, жена остаётся со вторым мужем.