Главная - Статьи - Темы споров базарова и кирсанова с цитатами и главы

Темы споров базарова и кирсанова с цитатами и главы


Таблица “Спор Базарова и Павла Петровича”


Конфликт между Кирсановым и Базаровым лежит в основе всего романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». В данной статье представлена таблица «Спор Базарова и Павла Петровича».

Разные взгляды Базарова и Кирсанова исходят из их социального положения. Павел Петрович Кирсанов – яркий представитель аристократического общества. Он потомственный дворянин. Евгений Базаров – разночинец.

Его мать была дворянского происхождения, а отец был обычным лекарем.

Это позволяет говорить о промежуточном положении Базарова: он не считает себя дворянином, но и к числу простых мужиков он себя не относит. В связи с этой разницей в происхождении у Базарова и Кирсанова разные общественно-политические взгляды.

Базаров Кирсанов Отношение к дворянству, аристократии и принципам «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… – подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны»; «Мы действуем в силу того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем… Всё…» «Я хочу только сказать, что аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди»; «Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания общественному зданию» Планы на общественное будущее «Сперва нужно место расчистить» «Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить» Отношение к народу «Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает.
В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем… Всё…» «Я хочу только сказать, что аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди»; «Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания общественному зданию» Планы на общественное будущее «Сперва нужно место расчистить» «Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить» Отношение к народу «Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает.

Что ж? Мне соглашаться с ним?»; «Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров. – Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете» (Кирсанову) «Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете.

Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры»; «А вы говорите с ним и презираете его в то же время» (Базарову) Основные споры между Кирсановым Павлом Петровичем и Базаровым происходят из-за разного отношения к нигилизму.

Базаров Кирсанов Взгляды Считает себя нигилистом, за которым стоит будущее. Отрицает общепризнанные нормы Отрицает значение нигилизма, считая, что такие философские взгляды на жизнь являются угрозой для всего общества Цитаты «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, – промолвил Базаров.

– В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем» «Материализм, который вы проповедуете, был уже не раз в ходу и всегда оказывался несостоятельным»; «И эта зараза уже далеко распространилась» Базаров Кирсанов Отношение к любви «Любовь – белиберда, непростительная дурь»; «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду?

Это все романтизм, чепуха, гниль, художество»; «Этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр» «Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!» Отношение к искусству «Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта»; «Рафаэль гроша медного не стоит» Отмечает роль искусства, но сам им не интересуется: «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная… душа» Отношение к природе «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» Любит природу, которая позволяет ему побыть в уединении с самим собой Данная статья, которая поможет написать сочинение «Таблица «Спор Базарова и Павла Петровича»», рассмотрит политические, философские и нравственные взгляды представителей «отцов и детей» из романа И. С. Тургенева. Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных —
  • для самых нетерпеливых —
  • для самых компанейских —
  • для самых занятых —
  • для самых любопытных —
  • для самых крутых —

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15
    • 1859;
    • 1861;
    • 1867;
    • 1870.

(новая вкладка) Самые популярные материалы августа для 10 класса: Новые тестыБудь в числе первых на доске почета

  • Все
  • Литература
  • Русский язык
  • Чтение
  • География
  • Окружающий мир
  • Физика
  • Английский язык
  • Биология
  • Геометрия
  • Алгебра
  • Математика
  • Обществознание
  • Химия
  • Информатика
  • История России
  • История

Спор Евгения Базарова и Павла Петровича в романе И.С.

Тургенева «Отцы и дети»

Основными следует выделить 4 фрагмента их конфликта:

  • Нигилисты и их значение: Павел Петрович считает, что нигилизм — временное модное увлечение, а сами нигилисты — ненужные обществу люди, а Базаров видит в нем единственный верный путь в жизни.
  • Искусство и природа: Кирсанов видит в искусстве и природе истинную красоту и наслаждение, а Базаров дословно считает, что «любой порядочный химик более ценен, чем поэт…»
  • Взгляды героев на народ: в этом вопросе Базаров оказывается ближе к народу, чем Павел Кирсанов, он уважает простых людей, тогда как Павел Петрович относится к ним несколько пренебрежительно и высокомерно.
  • Вопрос и тема дворянства: Базаров считает, что дворянство абсолютно бесполезно, тогда как Кирсанов видит в этом слое людей основную движущую силу современного общества.

Можно подвести небольшой вывод, что основой взглядов на жизнь Павла Петровича является его воспитание, именно оно привило ему основные черты его характера.

В случае с Базаровым ситуация иная: он полностью самостоятельно построил своё мировоззрение, ведь его родители старых времён. Вряд ли это они сделали сына нигилистом. Позиция самого́ автора в романе прослеживается, но довольно сла́бо.

Точно можно сказать только, что он не поддерживает Базарова и считает, что нигилизм не жизнеспособен, так как он «убил» своего персонажа. Но это не означает, что Тургенев против нового: писатель прекрасно осознаёт, что его время подходит к концу, его поколение уже наделало своих ошибок и теперь настал черёд «детей», таких как Евгений Базаров или Аркадий Кирсанов. Также автор не заставляет читателя принимать какую бы то ни было сторону в конфликте.

Он не предоставляет очевидного победителя в споре «отцов» и «детей», а оставляет ничью, чтобы читатель не привязывался к исходу конфликта времён в романе и сам решал, какие взгляды на жизнь ему ближе: Павла Кирсанова или Евгения Базарова. Понравилась статья? Поделитесь ей А какая Ваша оценка этой статьи?

Таблица “Спор Базарова и Павла Петровича”

Столкновение происходило по нескольким направлениям. Сначала речь зашла об аристократии, сторонником которой является Павел Петрович. По его мнению, без аристократии нет никакого прочного основания общественному зданию.

Он гордится тем, что находясь в глуши, уважает в себе человека. Базаров возражает вполне резонно: «…вы вот уважаете себя и сидите сложа руки».

Он считает, что аристократизм, либерализм, прогресс, принципы – бесполезные слова.

Удивительно, но предметом внезапной и страстной любви нигилиста скоро станет именно аристократка.Далее спор переключается на русского мужика. Павел Петрович возвышенно говорит, что народ свято чтит предания, что он не может жить без веры. На этом, собственно, все взаимоотношения старшего Кирсанова с народом заканчиваются (не считая пепельницы в виде лаптя на столе в эпилоге).

Базаров тоже громогласно утверждает, что его дед землю пахал, но почему-то презирает мужика, может, потому, что тот готов сам себя обокрасть, чтобы дурмана в кабаке напиться.Волна негодования постепенно нарастает в сознании аристократа.

И Павел Петрович впервые произносит не совсем уважительные слова в адрес молодёжи:

«Сперва гордость почти сатанинская, потом глумление»

. После этих слов Аркадий нахмурился и отвернулся.

Базаров произносит уже слишком дерзкое: «Рафаэль гроша медного не стоит». Здесь аристократическая гордость изменила Кирсанову, и он косвенно обозвал Базарова «болваном».На первый взгляд Базаров победил в споре с Кирсановым.

Действительно, он сохранил ясность мысли, не оскорбил своего оппонента, был, кажется, убедительным. Но жизнь вскоре расставит всё по своим местам.

Природа станет стимулятором того чувства, которое он испытает по отношению к Одинцовой. Звуки музыки взбудоражат его до крайней степени возбуждения. На романтические высказывания отца Евгений не сможет возразить: любовь и уважение к родному человеку станут причиной его толерантности.

А перед смертью он сам превратится в романтика и разрешит матушке провести все церковные обряды, хотя не верит в Бога и считает себя атеистом.

Спор Базарова и Кирсанова в романе И.

С. Тургенева «Отцы и дети»

March 29, 2017 Обсудить 0 0 Название романа Тургенева «Отцы и дети» очень точно отражает основной конфликт произведения.

Писатель поднимает пласт культурных, семейных, романтических, платонических и дружеских тем, но на первый план выходят отношения двух поколений − старшего и младшего. Спор Базарова и Кирсанова − яркий образец этого противостояния. Историческим фоном для идеологических конфликтов послужила середина 19 века, время перед отменой в Российской империи.
Историческим фоном для идеологических конфликтов послужила середина 19 века, время перед отменой в Российской империи.

Тогда же либералы и революционные демократы столкнулись лоб в лоб.

Детали и исход полемики рассмотрим на примере наших героев.Ошибочно полагать, что суть произведения «Отцы и дети» сводится к одной лишь смене идеологии поколений, имеющей социально-политический подтекст.

Этот роман Тургенев наделил глубоким психологизмом и многослойным сюжетом. При поверхностном чтении фокус читателя находится лишь на конфликте аристократии и разночинцев. Помогает выявить взгляды, которых придерживаются Базаров и Кирсанов, спор.

Таблица, представленная ниже, отображает суть этих противоречий. И если копнуть глубже, то можем заметить, что здесь есть и идиллия семейного счастья, и интриги, и эмансипация, и гротеск, и вечность природы, и размышления о будущем.Евгений Базаров оказывается в эпицентре когда соглашается вместе с университетским другом Аркадием приехать в гости в Марьино.

В доме товарища атмосфера сразу не заладилась.

Манеры, внешний вид, расхожесть взглядов − все это провоцирует взаимную антипатию с дядей Аркадия.

Дальнейший спор Базарова и Кирсанова разгорается из-за множества тем: искусства, политики, философии, русского народа.Евгений Базаров − представитель поколения «детей» в романе. Он − молодой студент с прогрессивными взглядами, но при этом склонен к нигилизму, что порицают «отцы».

Тургенев будто нарочно одел героя нелепо и небрежно. Детали его портрета подчеркивают грубость и стихийность молодого человека: широкий лоб, красные руки, самоуверенное поведение.

Базаров, в принципе, внешне непривлекателен, но обладает глубоким умом.Спор Базарова и Кирсанова обостряется тем, что первый не признает никаких догм и авторитетов. Евгений убежден, что любая истина начинается с сомнения. Также герой считает, что все можно проверить опытным путем, суждения на веру не принимает.

Усугубляет ситуацию нетерпимость Базарова к противоположным мнениям. Он подчеркнуто резок в своих высказываниях.Павел Кирсанов − типичный дворянин, представитель поколения «отцов».

Он − изнеженный аристократ и убежденный консерватор, который придерживается либеральных Одевается изысканно и аккуратно, носит строгие костюмы на английский манер и крахмалит воротнички. Оппонент Базарова внешне очень ухожен, изящен в манерах. Он всем видом показывает свою «породу».С его точки зрения, устоявшиеся традиции и принципы должны оставаться незыблемыми.

Спор Базарова и Кирсанова подкреплен тем, что Павел Петрович все новое воспринимает негативно и даже враждебно.

Здесь дает знать о себе врожденный консерватизм. Кирсанов преклоняется перед старыми авторитетами, только они являются для него истинными.Самая главная проблема уже озвучена Тургеневым в названии романа − разница поколений.

Линию спора главных героев можно проследить по данной таблице.»Отцы и дети»: конфликт поколенийЕвгений БазаровПавел КирсановМанеры и портрет героевНебрежен в своих высказываниях и поведении. Самоуверенный, но умный молодой человек.Подтянутый, изысканный аристократ. Несмотря на почтенный возраст, сохранил стройность и презентабельный внешний вид.Политические взглядыПродвигает нигилистические идеи, за которыми также следует Аркадий.

Не имеет авторитетов. Признает только то, что считает полезным для общества.Придерживается либеральных взглядов. Главной ценностью считает личность и самоуважение.Отношение к простому народуПрезирает простолюдинов, хотя и гордится дедом, который всю жизнь трудился на земле.Вступает на защиту крестьянства, но держит дистанцию с ними.Философско-эстетические взглядыУбежденный материалист.

Не считает философию чем-то важным.Верит в существование Бога.Девиз по жизниНе имеет принципов, руководствуется ощущениями.

Уважает людей, которых либо слушают, либо ненавидят.Главным принципом считает аристократизм. А людей беспринципных приравнивает к душевной пустоте и безнравственности.Отношение к искусствуОтрицает эстетическую составляющую жизни.

Не признает поэзию и любое другое проявление искусства.Считает искусство важным, но сам им не интересуется. Человек сухой и неромантичный.Любовь и женщиныДобровольно отказывается от любви. Рассматривает ее только с точки зрения физиологии человека.К женщинам относится трепетно, благоговейно, почтительно.

В любви − настоящий рыцарь.Идеи нигилизма ярко проявляются в противостоянии оппонентов, которыми являются Павел Кирсанов, Базаров. Спор обнажает бунтарский дух Евгения Базарова. Он не склоняется перед авторитетами, а это объединяет его с революционер-демократами.

Герой подвергает сомнению и отрицает все, что видит в обществе. Именно эта черта свойственна нигилистам.В целом Базаров относится к категории людей дела. Он не приемлет условностей и напускного аристократического этикета.

Герой находится в ежедневных поисках истины. Одним из таких поисков и является спор Базарова и Кирсанова.

Таблица четко показывает противоречия между ними.Кирсанов хорош в полемике, только дальше разговоров дела не заходят.

Он рассуждает о жизни простого народа, но о его истинной связи с ним говорит лишь пепельница в форме лаптя на его рабочем столе.

Павел Петрович с пафосом рассуждает о служении на благо Родины, а сам при этом живет сытой и спокойной жизнью.Из-за бескомпромиссности героев истина не рождается в романе «Отцы и дети».

Спор Базарова и Кирсанова завершается дуэлью, которая демонстрирует пустоту дворянского рыцарства. Крах идей нигилизма отождествляется со смертью Евгения от заражения крови.

А пассивность либералов подтверждает Павел Петрович, так как остается жить в Дрездене, хотя жизнь вдали от Родины ему дается тяжело.

Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей

В своем произведении «Отцы и дети» И.С.

Тургенев показал по большей части не конфликт поколений, а противодействие либералов и демократов.

Каждое из этих течений стремилось улучшить общество.

которых проходит через весь роман, олицетворяют собой эти два направления. Автор очень наглядно отображает противостояние представителей двух разных культур.Сам Тургенев о романе «Отцы и дети» говорит, что он направлен против представителей дворянства, аристократии.Базаров и Кирсанов, спор которых разворачивается на страницах произведения – персонажи с отличными друг от друга взглядами.

Автор очень наглядно отображает противостояние представителей двух разных культур.Сам Тургенев о романе «Отцы и дети» говорит, что он направлен против представителей дворянства, аристократии.Базаров и Кирсанов, спор которых разворачивается на страницах произведения – персонажи с отличными друг от друга взглядами. Это люди разного происхождения.Основная причина противостояния двух героев – полная противоположность суждений по всем вопросам: нравственным, политическим, духовным.Для того чтобы подчеркнуть противоположность своих героев, автор использует приемы, которые показывают их совершенное отличие друг от друга.

Он добивается этого за счет описания внешнего облика персонажей, манеры одеваться, особенностей поведения. Мы легко можем представить себе Базарова: порывистого, резкого, быстрого, грубоватого, с красными руками, одетого в балахон. Он всегда говорит то, что думает.Павел Петрович, напротив, изящен, строен, «породист».

Жесты Кирсанова полны благородства, и образна. Руки его красивые, с розовыми ногтями.Одним и манеры поведения писатель готовит нас к тому, что споры Базарова и Павла Кирсанова непременно будут иметь место.Итак, отношение двух героев к разным моментам жизни принципиально отличны друг от друга.Базаров и Кирсанов, споры которых составляют существенную часть романа, безусловно, по-разному относятся к дворянству.Павел Петрович определяет аристократию как главную силу, способствующую В качестве действий, способствующих преобразованию жизни, Кирсанов выбирает либеральные реформы.Евгений Базаров видит неспособность аристократии к активной деятельности.

В его глазах дворяне не могут принести никакой пользы для общественного развития.Спор между Базаровым и Кирсановым, безусловно, затрагивает тему нигилизма. Герои по-разному видят его роль в жизни общества. Для Павла Петровича нигилисты – это беспринципные нахалы и циники, которые не уважают общественные нормы и ценности.

Базаров – настоящий нигилист.

Для него важно только то, что приносит пользу, он считает необходимыми революционные преобразования.

Никаких принципов для Евгения не существует.Базаров и Кирсанов, споры которых пронизывают весь роман, по-разному воспринимают положение народа в обществе.Павел Петрович, который не представляет того, как живет простой крестьянин, умиляется его патриархальности.

Базаров находит народ невежественным, плохо осведомленным о собственных правах. Для Кирсанова жизнь крестьян, протекающая по тем же порядкам, что были установлены их далекими предками, совершенно естественна и правильна. Базаров видит темноту и невежество простого народа.Такое разное мнение о жизни крестьян у героев сложилось неспроста.

Евгений по своему происхождению – разночинец, труженик, он хорошо понимает простой народ. Павел Петрович – выходец из дворянской семьи, совершенно далекий от крестьянской жизни.

Народную веру, которой так восхищается Кирсанов, Базаров определяет как суеверие.Невозможность героев найти компромисс, постоянные противоречия привели к тому, что между ними состоялась дуэль.Базаров и Кирсанов, споры которых не обходят стороной даже искусство, определяют его место в человеческой жизни по-разному. Базаров не видит смысла в чтении художественной литературы, природа для него — ресурс.

Кирсанов, напротив, ценит искусство, природу воспринимает как его своеобразную составляющую.Базаров и Кирсанов, споры которых являются неотъемлемой частью бессмертного произведения Тургенева, имеют определенную природу. Евгений считает Павла Петровича никчемным человеком, ведущим бесполезную жизнь.

Честолюбие Кирсанова задето таким отношением, ведь он всегда считал себя благородным, деятельным человеком. За это Павел Петрович ненавидит Базарова.

Скорее всего, именно благодаря этому сильному чувству герои спорят на протяжении всего произведения. Именно осознание бессмысленности собственного существования заставляет Кирсанова вступать в диалог с Евгением.Споры между Базаровым и Кирсановым велись по самым различным вопросам, они касались и воспитания, и общественного долга, и религии.

Базаров – противник отживших устоев и культуры. Он выступает за уничтожение прежних идеалов, за активные революционные действия. Кирсанов придерживается давно усвоенных им «принсипов».Эти два героя совершенно противоположны друг другу.

При отстаивании своих идей они впадают в крайности.Базаров и Кирсанов спорят, но забывают об истине, которая может открыться, если хоть немного слушать своего оппонента. Смысл спора для них – в самом споре. Символично, что Базаров – олицетворение материализма, умирает в конце романа.

Кирсанов во время болезни пересматривает собственные взгляды на жизнь.

27 апреля, 2015 Статья закончилась. Вопросы остались? Комментарии 0 Новые Обсуждаемые Популярные Загрузить аватар Отмена Ответить Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.

Отмена Сохранить × Причина жалобы Нежелательная реклама или спам Материалы сексуального или порнографического характера Оскорбление Детская порнография Пропаганда наркотиков Насилие, причинение себе вреда Экстремизм Взлом аккаунта Фейковый аккаунт Другое Сообщить

«Отцы и дети» — цитаты для сочинения

138 Время на чтение: 10 минут 12 апреля 2019 27720 Содержание: «.Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что то грубое, почти дерзкое.» «.Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров.» «.Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит.» «.Все в доме привыкли к нему, к его небрежным манерам, к его немногосложным и отрывочным речам.» «.Базаров, который лишь изредка вставлял в разговор насмешливое слово.» «.тут только открылась ему на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия.» «Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста!» «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал» «Всякий человек сам себя воспитать должен, — ну хоть как я, например… «Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои.» «.отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом.» «.в его спокойном, но глухом голосе.» «.в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое.» «С тех пор как я здесь, я препакостно себя чувствую, точно начитался писем Гоголя к калужской губернаторше.» «Старая шутка смерть, а каждому внове.» «Меня вы забудете. мертвый живому не товарищ.» «Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца.» «Коли может женщина получасовую беседу поддержать, это уж знак хороший.» «Прошедшего не воротишь.» «Тебе не для чего горячиться, мне ведь это совершенно все равно. Романтик сказал бы: я чувствую, что наши дороги начинают расходиться, а я просто говорю, что мы друг другу приелись.» «Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не самец.» «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет.» «Не может женщина не хитрить!» «Любовь — белиберда, непростительная дурь.» «Не без тебя, ни с тобой жить не могу.» «Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего-то, сама не зная, чего именно.

Собственно, ей ничего не хотелось, хотя ей казалось, что хотелось всего.» «Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно… Вот чего вы добились.» «В тихом омуте. ты знаешь! Ты говоришь, она холодна.

В этом-то самый вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое?» «Вам хочется полюбить, а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастие.» «И охота же быть романтиком в нынешнее время!» «.Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.» «.Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа.» «.человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями.» «.Базаров растопырил свои длинные и жесткие пальцы.» «.Глаза Базарова сверкнули на мгновенье из-под темных его бровей.» «.Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам.» «.С пыльною шинелью на плечах, с картузом на голове, сидел он на оконнице.» «.Базарова, облеченного в староватый фрак.» «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.» «Удивительное дело, как человек еще верит в слова.» «Нечего мешкать; мешкают одни дураки да умники.» «А что касается до времени — отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня.» «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения.

Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки.» «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, тогда я изменю свое мнение о самом себе.» «Нас не так мало, как вы полагаете.» «Порядочный химик в двадцать раз лучше всякого поэта.» «Может быть, точно, всякий человек — загадка.» «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» «В чемодане оказалось пустое место, и я кладу в него сено; так и в жизненном нашем чемодане: чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было.» «Человек все в состоянии понять — и как трепещет эфир и что на солнце происходит; а как человек может иначе сморкаться, чем он сам, этого он понять не в состоянии.» «Кто злится на свою боль — тот непременно ее победит.» «Настоящий человек — не тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть.» «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат.» «.мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке.» «От копеечной свечи, вы знаете, Москва сгорела.» «Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним развернуться может, а он еще сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою жизнь.» «Принципов нет.есть ощущения.

От них все зависит.» «Исправьте общество, и болезней не будет.» «Мы действуем в силу того, чт́о мы признаём полезным.» «Решился все косить — валяй и себя по ногам!» «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.» «Летучие рыбы некоторое время могут подержаться в воздухе, но вскоре должны шлепнуться в воду.» «Надо бы так устроить жизнь, чтобы каждый день был значительным.» «Кленовый лист, когда падает на землю, похож на бабочку, и это странно — потому что самое сухое и мёртвое схоже с самым весёлым и живым.» «В чувстве человека, который знает и говорит, что он беден, должно быть что-то особенное, какое-то своего рода тщеславие.» «Либо я глуп, либо это все – вздор.

Должно быть, я глуп.» «.как только ему минул восемнадцатый год, и поместил его в университет.» «.В 1835 году Николай Петрович вышел из университета кандидатом.» «.Николай Петрович побаивался молодого «нигилиста».» .И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе.» «Личность, милостивый государь, — вот главное; человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё строится.» «Он [русский народ] свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без веры.» «Мне пришла мысль в голову; отчего её не высказать?» «Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания.

общественному зданию.» «Станем исполнять наш долг; и посмотри, мы еще и счастье получим в придачу.» «Мы друг друга понять не можем; я, по крайней мере, не имею чести вас понимать.» — Кирсанов П.

П. «Мы, люди старого века, полагаем, что без принсипов. шагу ступить, дохнуть нельзя.» — Кирсанов П. П. «Молодые люди обрадовались.

И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты.» — Кирсанов П. П. «И такая надутая эта нынешняя молодежь!

Спросишь иного: какого вина вы хотите, красного или белого? «Я имею привычку предпочитать красное!» — отвечает он басом и с таким важным лицом, как будто вся вселенная глядит на него в это мгновенье.» — Кирсанов П. П.

«Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить.»

— Кирсанов Н.

П. «Странное существо человек. Как посмотришь этак сбоку да издали на глухую жизнь, какую ведут здесь «отцы», кажется: чего лучше?» — Е.

Базаров Понравилась статья? Поделитесь ей А какая Ваша оценка этой статьи? 2.6 из 5 Чтобы сюда попасть — пройдите тест

И.С.

Тургенев. «Отцы и дети». Пересказ содержания с цитатами из текста. Глава 10. Спор Павла Кирсанова и Базарова.

Вы находитесь здесь: » В Марьине всё шло своим чередом.

К Базарову привыкли, хотя относились по-разному.

Фенечка боялась, но обратилась за помощью, когда заболел ребёнок. Базаров несколько часов просидел у кроватки больного.

«Зато Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем.»

Николай Петрович «побаивался молодого «нигилиста» и сомневался в пользе его влияния на Аркадия; но он охотно его слушал, охотно присутствовал при его физических и химических опытах.» Даже слуги привязались к Базару, считая его «своим братом, не барином».

«…дворовые мальчишки бегали за «дохтуром», как собачонки.» Не любил Базарова слуга Прокофьич, который и сам «по-своему, был аристократ не хуже Павла Петровича.» Базаров целыми днями работал: занимался опытами, собирал травы, насекомых.

Однажды Базаров и Аркадий заговорили о Николае Петровиче. Базаров считал его «добрым малым», но человеком «отставным» (это Николай Петрович нечаянно подслушал),но осуждал за чтение по утрам Пушкина: «…пора бросить эту ерунду.

И охота же быть романтиком в нынешнее время!

Дай ему что-нибудь дельное почитать.» Он посоветовал книгу Бюхнерово «Материя и сила».

Николая Петровича, видимо, обидели эти слова, он сказал об этом брату.

Ведь он хотел

«именно теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием, а выходит, что я остался назади, он ушел вперед, и понять мы друг друга не можем.»

Павел Петрович резко высказался о Базарове: «Ненавижу я этого лекаришку; по-моему, он просто шарлатан».

«И самолюбие какое противное».

Брат же считает, что Базаров «умён и знающ».

Николай Петрович:

«….чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел, так что даже меня во всей губернии красным величают; читаю, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с современными требованиями, — а они говорят, что песенка моя спета.»

Николай Петрович уверен: «У нас еще будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую.» В то же вечер начался спор. СПОР Николая Петрович и Базарова. Взгляды Николая Петровича. Взгляды Базарова.

Об аристократах. Считает, что аристократы — движущая сила общественного развития. Идеал дворян — «английская свобода» (конституционная монархия), а путь к идеалу — либеральный (реформы, гласность, прогресс). Его возмущает такое отношение к аристократам, говорит, что уважает их, что в них развиты чувства собственного достоинства и уважения к самим себе.

«Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее.»

«Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека.» «…аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди.» Считает, что аристократы не способны к действию, и что никакой пользы от них нет.

Полностью отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к светлому будущему.Назвал одного «дрянь, аристократишко».Петру Кирсанову : «…вы вот уважаете себя и сидите сложа руки» «— Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, — говорил между тем Базаров, — подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов!

Русскому человеку они даром не нужны.» Не признаёт авторитетов: «— Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, — промолвил Базаров. — В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем.» «Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить.» «Сперва нужно место расчистить.» О народе.

«…я не хочу верить, что вы, господа, точно знаете русский народ, что вы представители его потребностей, его стремлений! Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без веры…»Обвиняет в том, что Базаров презирает народ: «А вы говорите с ним и презираете его в то же время.» С этим Базаров соглашается.Говорит о неграмотности народа: «Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает.»Гордится своим происхождением, близостью к народу: «Мой дед землю пахал.» (Базаров по матери- дворянин, а по отцу – из народа).На обвинение в презрении к народу: «Что ж, коли он заслуживает презрения!» Как меняется Базаров в течение спора: «Он начинал злиться, и лицо его приняло какой-то медный и грубый цвет.» Об искусстве.

Он свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без веры…»Обвиняет в том, что Базаров презирает народ: «А вы говорите с ним и презираете его в то же время.» С этим Базаров соглашается.Говорит о неграмотности народа: «Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает.»Гордится своим происхождением, близостью к народу: «Мой дед землю пахал.» (Базаров по матери- дворянин, а по отцу – из народа).На обвинение в презрении к народу: «Что ж, коли он заслуживает презрения!» Как меняется Базаров в течение спора: «Он начинал злиться, и лицо его приняло какой-то медный и грубый цвет.» Об искусстве. — Рафаэль гроша медного не стоит, да и они (современные художники) не лучше его.

Базаров говорит о многих пороках в обществе:

« чиновники наши берут взятки, что у нас нет ни дорог, ни торговли, ни правильного суда…»

, в обществе недостаток в честных людях, да и свобода вряд пойдёт впрок народу, что «…мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке.» На вопрос Павла Петровича, что же тогда такие, как Базаров, решили предпринять, Базаров ответил, что ничего, подтвердив, что и это – «нигилизм». П.П. возмущён:

«Вы воображаете себя передовыми людьми, а вам только в калмыцкой кибитке сидеть!»

Народ, которого миллионы, не позволит «попирать ногами свои священнейшие верования», что народ раздавит их.

П.П.:

«Вы не шутя думаете сладить, сладить с целым народом?»

Базаров: «От копеечной свечи, вы знаете, Москва сгорела». Базаров ушёл «лягушек резать».

Николай Петрович вспомнил, как он в молодости во многом не соглашался с матушкой, считая, что они- люди разных поколений.

«Вот теперь настала наша очередь, и наши наследники могут сказать нам: вы мол, не нашего поколения»

.

П.П. не согласен и говорит брату: «…мы с тобой гораздо правее этих господчиков».

Пересказала: Мельникова Вера Александровна.

Взгляды Базарова в 6 главе

Глава 6.Во время утреннего чая, в компании разгорается нешуточный спор между Павлом Петровичем и Евгением. Оба не стараются скрыть своей неприязни друг к другу.Инициатором стычки становится Кирсанов. Евгений Васильевич не намерен полемизировать с ним, однако все-таки высказывает свое мнение по основным вопросам своих убеждений.

По его представлению, люди стремятся к цели, поскольку испытывают «ощущения» и желают добиться «пользы». Евгений Базаров убежден, что химия намного важнее, чем искусство.

Что касается науки, важнее всего в ней именно практический результат.

Базаров даже гордится тем, что у него отсутствует художественный вкус. Он считает, что незачем изучать психологию какого-то отдельного человека. Для того, чтобы судить обо всем роде людском, достаточно одного экземпляра.

Базаров беспощадно отрицает любые «постановления» в быту.

Он высокого мнения о своих способностях, однако своему поколению Евгений Васильевич отводит вовсе не созидательную роль. Он говорит о том, что требуется сначала «расчистить место»Студент-нигилист, отрицает практически все принятые в обществе ценности и традиционные порядки.»Нигилизм», который пропагандирует Базаров и Аркадий, подражающий ему, Павлу Петровичу представляется необоснованным и дерзким учением, существующим «в пустоте».Гл.

10Неприятный разговор произошел во время вечернего чаепития. Назвав одного помещика «дрянь аристократишка», Базаров вызвал недовольство старшего Кирсанова, который стал утверждать, что следуя принципам, человек приносит пользу обществу. Евгений в ответ обвинил его в том, что он также живет бессмысленно, как и другие аристократы.Павел Петрович возразил, что нигилисты, своим отрицанием, только усугубляют положение в России.Споры велись не по частным вопросам.

Они касались настоящего и будущего России. Во всех спорах последнее слово оставалось за Базаровым.

Компромисс между героями Тургенева невозможен, подтверждением этому является их дуэль, схватка. Споры Базарова и Павла Петровича перешли во взаимную ненависть, теперь нужен был лишь повод, чтобы продолжить этот конфликт, но уже не на словах, а на деле.

Этим поводом стала Фенечка. Павел Петрович стал случайным свидетелем поцелуя Базарова и Фенечки, и его ненависть к нигилисту Базарову дополняется раздражением и даже злостью к человеку, посмевшему тронуть женщину, в которую тайно влюблён сам. И Павел Петрович вызывает Евгения Базарова на дуэль.

10 глава романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» — анализ и подробный разбор

138 Время на чтение: 8 минут 12 декабря 2019 17895 10 глава романа «Отцы и дети» является одной из основных частей произведения.

В ней описывается суть спора между Кирсановым и Базаровым. В конфликте между этими персонажами раскрывается основная проблематика романа. Перед ознакомлением с анализом 10 главы «Отцы и дети» рекомендуется полностью прочесть произведение.

Содержание: В следующей таблице представлены характеристики конфликта Базарова и Кирсанова: Тематика Павел Кирсанов Евгений Базаров Отношение к аристократии Считает представителей аристократии опорой государства, определяющей вектор его дальнейшего развития Осуждает аристократов и считает, что они замедляют темпы развития страны Отношение к нигилизму Считает нигилизм отрицательной чертой характера, противоречащей традиционным нормам. Активно поддерживает нигилистов, считая их прогрессивными представителями современного общества.

Отношение к российскому народу Порицает патриархальность в семьях крестьян.

Считает простой народ глубоко верующими людьми. Отмечает невежественность и неграмотность простых людей.

Он поддерживает революционные настроения, царящие в народных массах. Отношение к искусству Считает искусство высшим творением человека. Любит музыку и литературу. Считает искусство бесполезным рудиментом.

К природе относится как к большой мастерской, где каждый человек является одним из творцов. В 10-й главе читатели могут наблюдать кульминацию спора между Базаровым и Кирсановым. Конфликт между этими героями начинается во время их первой встречи.

Его обострение происходит постепенно, по мере развития основной сюжетной линии романа. В 10-й главе оппоненты устраивают совместное чаепитие. Во время него Евгений и Павел смогли обсудить многие вопросы, что привело к обострению конфликта.

В этом разговоре можно наблюдать противостояние 2 разных поколений, отличающихся по мировоззрению и интересам. В ходе дискуссии Павел Петрович вышел из себя и начал оскорблять противника.

Базаров старался не отвечать на провокации Кирсанова и кратко аргументировал свою точку зрения. Подробный анализ 10 главы романа «Отцы и дети» показал, что Евгений одержал победу над Павлом в этом споре.

Но в конце произведения Базарову пришлось пересмотреть свою точку зрения на многие вопросы. Герой был заражен брюшным тифом и скоропостижно скончался. В момент скоропостижной смерти персонажа автор романа смог в полной мере раскрыть его личность.

Одной из главных тем спора в 10 главе «Отцы и дети» является роль аристократии. Павел Петрович считает, что представители аристократического общества являются двигателями прогресса в современной России.

Он уверен, что интеллигенция сможет построить в стране конституционную монархию и провести либеральные реформы. Базаров считает, что аристократия является одной из причин стагнации российского общества. Герой утверждает, что это прослойка населения не способна провести демократические реформы в государстве, дав свободу основной части населения.

Литературоведы считают, что разница во мнениях героев обусловлена их социальным положением.

Кирсанов является одним из представителей аристократии. Базаров родился в семье разночинцев, поэтому он знаком с особенностями жизни большей части населения Российской империи.

Во время спора главные герои высказали свое мнение по отношению к нигилизму в современном мире. Павел Кирсанов порицает нигилистов, считая их изгоями общества. Он рад, приверженцы нигилизма являются меньшинством.

Базаров положительно относится к нигилизму. При подробном разборе произведения можно предположить, что он сам является нигилистом.

Евгений считает, что нужно рушить устоявшиеся традиции и проводить культурную революцию в стране. Он предпочитает делать громкие заявления о деградации людей, что вызывает негодование у других героев романа.

Герой выступает против следующих элементов общественного строя:

  • самодержавие;
  • религия;
  • крепостное право;
  • отсутствие демократических свобод.

Одним из главным жизненных планов Базарова является свержение традиций и устоев общества. Поэтому его можно назвать приверженцем нигилизма.

В романе «Отцы и дети» присутствует множество эпизодов, демонстрирующих конфликт между простым народом и представителями высших сословий.

Поэтому Тургенев уделил этой теме особое внимание во время спора между Евгением и Павлом.

Евгений понимает, каково живется простым людям в России. Он был близок к крестьянам по менталитету, что обусловлено его низким социальным положением.

Павел вырос в семье дворянина Петра Кирсанова, приближенного к царскому двору.

По этой причине он считает, что изменять нынешнее положение крестьян не нужно. Кирсанов не знает реалий жизни простого народа и называет его суеверным.

Кирсанов обожает искусство и ценит мировые достижения культуры. Он активно занимается живописью, слушает классическую музыку и читает множество литературных произведений. Павел не воспринимает природу в качестве ресурса.

Он имеет менее практичные взгляды, в отличие от Евгения, и ценит в жизни чувства. Об этом свидетельствуют следующие факторы:

  1. Павел читает огромное количество романов на разных языках.
  2. Он имеет сентиментальный характер.
  3. Персонаж обладает мизантропической душой.
  4. Кирсанов является ранимой личностью.

Базаров считает, что искусство является бесполезной тратой времени.

Оно отвлекает от первостепенных дел и не имеет смысла.

Природу Евгений называет ресурсом, с помощью которого люди могут созидать, в жизни ценит опыт и личные ощущения.

Статьи по теме: Понравилась статья? Поделитесь ей А какая Ваша оценка этой статьи?

Чтобы сюда попасть — пройдите тест

Спор Базарова и Кирсанова: кто прав?

Для него это означает быть одетым с иголочки, проявлять любезность в общении. Он читает английскую прессу, следует британскому стилю.

Внутренняя сторона аристократизма – генетическая связь с Родиной, коей обладали Пушкин, Толстой, Тургенев, Терещенко, Столыпин. Однако это для Кирсанова слишком сложно. Базарова (хоть он и отрицает наличие таковых), пожалуй, все-таки имеется.

Рискнем его сформулировать. Скорей всего это – «быть, а не казаться»! Ему чуждо сибаритство дворянства.

Он постоянно занят трудом, при этом веря, что лучшая награда человеку – это осязаемые, весомые результаты его работы.Эстетический уровень Павла Петровича, очевидно, находится на уровне начальных классов гимназии.

Тем не менее, он проявляет снобизм, декларируя свою любовь к искусству, картинно воздевая глаза к небу. Однако при этом его взор пуст.

Спор Кирсанова и Базарова (таблица это отражает) заканчивается победой ошибочных взглядов последнего.

Павел Петрович, безразличный к высокому проявлению человеческого духа, аргументировать, что «красота спасет мир», не может.Евгений Базаров – убежденный нигилист и материалист.

Говоря современным языком, он «троллит» представителей искусства, даже Пушкина.

Читателей обнадеживает только его наивность, ведь он толком не знает творчества гения.Павел Кирсанов, судя по своим речам, настоящий джентльмен и последний романтик.

Он всегда уважительно и страстно рассуждает о дамах. Однако его биография свидетельствует лишь о блестящих любовных похождениях в молодости. Встретив такую же, как и сам, княгиню Р, охотницу за страстями, он не распознает в ней потребительского интереса к себе, и его личная жизнь терпит фиаско.Кирсанов в угоду своему эго способен лишь обозначить свое отношение к женщине (дуэль из-за Фенечки), однако полюбить этот внутренне опустошенный человек уже не может.Молодой Евгений Васильевич, наслушавшийся нигилистской чуши, вначале декларирует свою отрешенность от чувств, любви и т.

п. Однако это не более чем ребячество.

Его влюбленность в Анну Сергеевну Одинцову все же пробуждает в нем глубокое чувство.

По Тургеневу, Отцы и детиКакие споры и в каких главах если можно они были, и о чем спорили по-конкретнее Базаров и Павел

основной спор10 глава романа (за вечерним чаем)Споры велись не по частным вопросам.

Они касались настоящего и будущего России.В спорах “господина нигилиста” Базарова и “феодала” Кирсанова затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы: о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу. Мы видим, что все принципы Павла Петровича сводятся в сущности к тому, чтобы защитить старый порядок, а взгляды Базарова — к обличению этого порядка. Когда спор зашел о народе, они будто бы сошлись во взглядах.

Базаров согласен с Павлом Петровичем, что народ “свято чтит преданья, он патриархальный, он не может жить без веры”. Но если Кирсанов убежден в ценности этих качеств, то Базаров готов всю жизнь посвятить тому, чтобы это было не так.У Базарова особые взгляды на жизнь: он – нигилист, то есть

«человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип»

. Жизненное кредо Базарова построено на отрицании:

«В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем»

.

Что отрицает Базаров? На этот вопрос он сам даёт короткий ответ: «Всё». И, в первую очередь, то, что Павлу Петровичу «страшно вымолвить»,-самодержавие, крепостное право и религию. Базаров отрицает всё то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, темноту, патриархальную старину, общину, семейный гнёт и т.

д.Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность, патриархальность русского мужика. Базаров говорит, что народ не понимает собственных интересов, тёмен и невежествен, но считает необходимым отличатьнародные интересы от народных предрассудков, утверждает, что народ по духу революционен, поэтому нигилизм — проявление именно народного духа.

“В России нет ни одного гражданского постановления, которое не заслуживало бы критики”,- считает он. Базаров не признаёт духовного начала ни в природе (“Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”), ни в человеке.

К человеку он относится как к биологическому организму: “Все люди похожи друг на друга как телом, так и душой.

.Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною берёзой”. Парел Петрович благословляет и прославляет искусство.

Базаров же отрицает искусство («Рафаэль гроша ломаного не стоит»).

К природе подходит сугубо материалистически (

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

).

Базаров в споре был краток и лаконичен.

Он убеждает, сражает противника не длинными рассуждениями и философскими триадами, а лаконичными, содержательными репликами, меткими, чрезвычайно ёмкими, к месту сказанными афоризмами. Базаров не стремится говорить красиво. Однако почти из всех споров он выходит победителем, так как его реплики как бы мимоходом обронённые в споре преисполнены глубокого смысла и свидетельствуют о колоссальной начитанности героя, о знании им жизни, о находчивости и остроумии.

Споры Базарова и Павла Петровича перешли во взаимную ненависть, теперь нужен был лишь повод, чтобы продолжить этот конфликт, но уже не на словах, а на деле .

Цитаты из романа «Отцы и дети» Тургенева: интересные высказывания Базарова, братьев Кирсановых и др.

Цитаты Павла Петровича Кирсанова».без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания.

<.> .общественному зданию.» () «.Личность.

<.> .вот главное; человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится.» «.аристократизм – принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди.» «.Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете.