Главная - Статьи - Участие организаторов в торгах ограничит конкуренцию

Участие организаторов в торгах ограничит конкуренцию


Участие организаторов в торгах ограничит конкуренцию

Оглавление:

Статья 17. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений


1. При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее — запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.2. Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.3.

Наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.4.

Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

Антимонопольный орган в соответствии с настоящей частью вправе обратиться в суд с иском о признании торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными при условии, что проведение таких торгов, запроса котировок, запроса предложений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.5. Положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

.

Наиболее популярные уловки для ограничения конкуренции в госзакупках и способы борьбы с ними

Конечно, у заказчика могут быть различные мотивы – от желания обеспечить поставку качественного товара в нужное время до желания извлечь дополнительную выгоду, однако необходимо в первую очередь руководствоваться положениями законодательства о закупках, не допускающих ограничение конкуренции. Не только установление жестких требований к предмету закупки и компаниям является способом ограничения конкуренции. Манипулирование информацией в ходе проведения процедуры также является действенным способом, позволяющим ограничить круг участников закупки.

При этом подобное манипулирование может проявляться в различных формах. Но наиболее часто встречается сокрытие информации о предмете закупки.

Для целей информационного обеспечения закупки в документации о закупке должны содержаться достаточные сведения, в том числе, об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение.

В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).Пожалуй, это самое важное условие, формирующие представление потенциального участника о предмете закупки. Зачастую, заказчики целенаправленно не размещают полный комплект закупочной документации, особенно в отношении поставки технически сложных товаров или оказания работ, сопряженных со сложным технологическим процессом. Не каждый потенциальный участник проявляет настойчивость и направляет в адрес заказчика запрос о даче разъяснений, что дает заказчику возможность сформировать узкий круг лиц, изначально знающий обо всех условиях закупки, в том числе о тех документах, которые к закупочной документации не приложены.

Согласно разъяснениям, содержащимся в (утв. Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.) при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно-сметная документация подлежит размещению в составе документации о закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Антимонопольные требования к торгам в рамках 223-ФЗ

Это выгодно заказчикам, но не всегда экономия — это хорошо. Часто могут встретиться демпинговые цены, но качественные товары, работы и услуги дешево стоить не могут, а заказчик вынужден заключать договор с участником, который выиграл по цене. В таком случае заказчик не всегда получает подходящие по качеству ТРУ, и тут уже вопрос о приемке, порой от таких товаров, работ или услуг проще отказаться.

Иногда бывают случаи, когда один-единственный дистрибьютер поставляет уникальный товар, у которого нет аналогов.

Если возникает ситуация, что уникальный товар поставляется без участия этого дистрибьютера, получается, что это условия для конкуренции, но товар может оказаться «серым» или бывшим в употреблении, а значит, что заказчик должен проверить товар и подрядчика очень тщательно!
Законодательством не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

  • Некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
  • Незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
  • Распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
  • Введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
  • Продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.

Органам власти запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В частности, запрещено:

  • Необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
  • Создание дискриминационных условий.
  • Дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей.
  • Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
  • Предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
  • Введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности.

Это запрещает приглашать поставщиков участвовать в процедуре.

ФАС и суды. Разные взгляды на закупочный процесс. Примеры из практики

Данное право не только не приводит к ограничению конкуренции, а наоборот, её поддерживает, поскольку позволяет организатору торгов не отклонять заявку участника, допустившего неточности или ошибки при ее оформлении, а допустить его к участию в закупке в случае предоставления им необходимых разъяснений, уточняющих сведения, содержащиеся в заявке, не изменяя ее содержание.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 февраля 2021 г. N Ф05-23633/20 по делу N А40-27132/2020 Ситуация: заказчик при проведении открытого конкурса в электронной форме объединил в один лот изыскательские работы, работы по проектированию, строительно-монтажные работы, а также поставку оборудования.
N Ф05-23633/20 по делу N А40-27132/2020 Ситуация: заказчик при проведении открытого конкурса в электронной форме объединил в один лот изыскательские работы, работы по проектированию, строительно-монтажные работы, а также поставку оборудования.

Позиция ФАС: организатор торгов неправомерно объединил в один лот изыскательские работы, работы по проектированию, строительно-монтажные работы, а также поставку оборудования ввиду ограничения конкуренции среди участников процедуры. Позиция суда первой инстанции: заказчик необоснованно объединил в один лот изыскательские работы, разработку проектной документации (проектная документация стадия ПД, проектная документация стадия РД), сбор исходных данных и получение разрешительной документации, строительно-монтажные работы (включая пусконаладочные работы и поставку оборудования). Результатом данного объединения является необоснованное ограничение количества участников конкурса ввиду того, что проектные и строительные работы представлены на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников закупки, готовых выполнить необходимые работы.

Позиция апелляционной инстанции: в действиях заказчика нет нарушений при объединении в один лот изыскательских работ, работ по проектированию, строительно-монтажных работ, а также поставку оборудования, ввиду отсутствия ограничения конкуренции при объединении работ и услуг в один лот. Такое укрупнение лота позволяет организатору сократить срок реализации проекта, получить общую экономию средств, исключить репутационные риски и упростить управление процессами реализации проекта.

Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок ценна товары, запросу предложений

Обязательные процедуры, конкурентные закупки, проведенные с нарушением правил Закона о защите конкуренции, и договор, заключенный по их результатам, могут быть признаны недействительными по иску антимонопольного органа и (или) заинтересованного лица (, Закона о защите конкуренции).

К заинтересованным лицам, имеющим право на оспаривание обязательной процедуры, конкурентной закупки и договора, заключенного с победителем (оспоримой сделки), относятся, в частности, участники такой процедуры, конкурентной закупки, стороны договора, заключенного по ее результатам.Вместе с тем заявление заказчика и (или) победителя о недействительности договора и применении последствий его недействительности (например, требование, предъявленное в суд, возражение против иска) не имеет правового значения, если обстоятельства, на которые ссылается заявитель в обоснование недействительности, вызваны недобросовестными действиями самого заявителя, а предъявление иска направлено на уклонение от исполнения договорного обязательства (, Гражданского кодекса).43.
К заинтересованным лицам, имеющим право на оспаривание обязательной процедуры, конкурентной закупки и договора, заключенного с победителем (оспоримой сделки), относятся, в частности, участники такой процедуры, конкурентной закупки, стороны договора, заключенного по ее результатам.Вместе с тем заявление заказчика и (или) победителя о недействительности договора и применении последствий его недействительности (например, требование, предъявленное в суд, возражение против иска) не имеет правового значения, если обстоятельства, на которые ссылается заявитель в обоснование недействительности, вызваны недобросовестными действиями самого заявителя, а предъявление иска направлено на уклонение от исполнения договорного обязательства (, Гражданского кодекса).43. Рассматривая иски заинтересованных лиц о признании обязательных процедур, конкурентных закупок, договоров, заключенных по их результатам, недействительными и о применении последствий их недействительности, суду требуется проверить:- наличие нарушения Закона, в том числе что совершенное действие (бездействие) привело или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции;- ущемление прав заявителя как участника рынка, охраняемого законом интереса заинтересованного лица в таком признании и применении последствий, в частности, имеется ли фактическая возможность для восстановления прав истца, например, могло ли данное лицо стать победителем при отсутствии нарушений проведения процедуры, конкурентной закупки исходя из всей совокупности условий торгов (, Гражданского кодекса, Закона).Если иск предъявлен антимонопольным органом, в дополнение к названным обстоятельствам антимонопольный орган обязан доказать, что признание обязательной

Статья 17.

Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений

1. При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее — запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.2.

Наряду с установленными настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

3. Наряду с установленными и настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.4. Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

Антимонопольный орган в соответствии с настоящей частью вправе обратиться в суд с иском о признании торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными при условии, что проведение таких торгов, запроса котировок, запроса предложений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.5. Положения настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

.

Ограничение конкуренции по 44-ФЗ

178 Уголовного кодекса РФ:

  1. принудительные работы до 3 лет с дисквалификацией до 1 года;
  2. лишение свободы до 3 лет с дисквалификацией до года.
  3. штраф до 500 тыс. руб.;

Уголовное наказание может быть увеличено, если возникает ущерб в особо крупном размере – свыше 30 млн руб. Тогда виновного могут заключить под стражу на срок до шести лет и дополнительно вменить ему штраф в размере 1 млн руб.

При нарушении прав участников тендера они могут подавать жалобы в ФАС в сроки, зависящие от сути вопроса.

Так, при наличии претензий к содержанию закупочной документации обращение может быть направлено, пока принимаются заявки.

Если участник усмотрел нарушения в регламенте самой процедуры выбора исполнителя (в частности, необоснованное отклонение заявки), пожаловаться в ФАС он может до момента заключения контракта. Если этот срок пропущен, то в дальнейшем придется обращаться в суд. Жалобу можно направлять на бумажном носителе или в электронном виде.
Жалобу можно направлять на бумажном носителе или в электронном виде.

Она подписывается должностным лицом компании-участника и содержит следующую информацию:

  1. адрес и реквизиты заказчика;
  2. информация о субъекте, направившем жалобу, – наименование или Ф.И.О., контакты, адрес;
  3. сведения о закупке;
  4. перечень документов, обосновывающих правомерность претензий и подтверждающих наличие нарушений при проведении госзакупки.
  5. содержание претензий;

Все указанные в списке бумаги должны быть направлены вместе с жалобой. ФАС на протяжении 2 дней выносит решение принять или отклонить обращение. В последнем случае заявитель уведомляется об отказе.

Основаниями для этого может быть анонимность обращения, истечение срока давности или нарушение норм закона при составлении жалобы.

ФАС рассматривает обращение в течение 5 дней самостоятельно, а затем к делу привлекаются стороны спора.

В результате контрольный орган принимает решение. Если в действиях заказчика было усмотрено ограничение конкуренции по 44-ФЗ, ФАС выдает соответствующее предписание.

Статья 17. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу (в ред.

Федерального от 28.12.2013 N 396-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)Перспективы и риски арбитражных споров.

Ситуации, связанные со ст.17- Победитель не согласен с признанием незаконным описания объекта закупки- Антимонопольный орган хочет признать недействительными торги и заключенный на них договор 1. При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее — запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;(в ред. Федерального от 05.10.2015 N 275-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.2. Наряду с установленными настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.3.

Наряду с установленными и настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.4.

Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа. Антимонопольный орган в соответствии с настоящей частью вправе обратиться в суд с иском о признании торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными при условии, что проведение таких торгов, запроса котировок, запроса предложений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.(в ред.

Федерального от 03.07.2016 N 264-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)5.

Положения настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

. Открыть полный текст документа

Требования, ограничивающие количество участников закупок

Это противоречит закона о закупках, п.

1.2 положения о закупке, а также нарушает требования , . Заказчику пришлось убрать это требование из документации. Требование заключается в том, что сам участник закупки должен иметь лицензию МЧС на монтаж, техобслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Предоставление лицензии субподрядной организации не допускается.

Если согласно 44-ФЗ сам участник закупки должен иметь такую лицензию, то в рамках 223-ФЗ возможно коллективное участие, поэтому такая лицензия может быть только у одного из участников.

Решение Хабаровского УФАС России от 02.07.2015 № 64 по делу 8-01/115 по закупке № 31502278317 указывает на то, что это требование не позволяет привлекать субподрядчиков, то есть ограничивает конкуренцию при проведении электронного аукциона и нарушает «О защите конкуренции». Часто заказчик в качестве основного критерия устанавливает опыт работы на основании аналогичных выполненных ранее договоров без расшифровки аналогичности. То есть он не проясняет требование.

Согласно Решению Мурманского УФАС от 09.02.2016 по делу № 07-03пр/16-12 по закупке № 31603195860, порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, потому что невозможно определить, что подразумевается под «аналогичными договорами». Заказчика заставили поправить документацию и расшифровать этот критерий.

Поставщик должен представить все документы, подтверждающие, опыт работы или финансовую состоятельность, чтобы получить сто баллов.

Если какого-то документа не хватает, участник получает ноль баллов, потому что система не позволяет участникам получить промежуточные баллы. По Решению Московского УФАС России от 13.11.2015 по делу № 1-17-1682/77-15 по закупке № 31401740302, бинарная система оценки заявок участников по критерию «квалификация участника» предусматривает присвоение участникам конкурса либо максимально предусмотренного балла, либо ноль баллов.

Участники конкурса не могут получить промежуточные баллы, которые соответствуют их уровню квалификации.

Территориальная удаленность поставщика не может быть критерием для отказа ему в участии в закупке

Анонсы 7 сентября 2021 Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

20 сентября 2021 Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ».

Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

13 февраля 2020 Президент отделения Верховенства права и развития International Informatization Academy, к. ю. н. специально для ГАРАНТ.РУ В современной тендерной документации в числе требований к участникам закупки можно встретить указание на обязательное нахождение поставщика на территории конкретного населенного пункта или региона России.

Как вариант, может быть указано, что победителем торгов может стать только организация, которая находится не далее нескольких сотен километров от места нахождения заказчика или места выполнения предусмотренных тендером работ. Но насколько законны подобные условия? Можно предположить, что при отсутствии в описании закупки веских доводов, обосновывающих подобные требования к участникам тендера, эти условия будут квалифицированы как прямое нарушение действующего законодательства о конкуренции.

Стоит напомнить, что гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Также не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Соответственно, целями действующего Федерального закона от 26 июля 2006 г.

№ 135-ФЗ «» (далее – Закон № 135-ФЗ) признаются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (). В было указано, что заказчик вправе территориально ограничивать удаленность места оказания услуг, указав границы административного округа (территориального образования), или в километрах.

Однако также отмечается, что указание в документации о закупке конкретного места оказания услуг может привести к ограничению конкуренции.

При этом заказчик должен достигнуть цели осуществления закупки, не создавая дискриминационных условий для участников закупки, приводящих к ограничению конкуренции. Как было отмечено, например, в , действующее законодательство о закупках, равно как и , предполагают необходимость обеспечения участия в торгах и иных способах закупок в том числе, лиц, территориально удаленных от места их проведения.

Требование об обязательной регистрации юридических лиц на территории муниципального образования для осуществления предпринимательской деятельности и участия в закупках действующим законодательством Российской Федерации не установлено (см. также ). Территориальное ограничение по возможному расположению потенциальных участников закупки, их обособленных подразделений (филиалов) в пределах границ определенного региона России без предоставления возможности на участие в процедуре закупки потенциальным участникам, располагающимся в иной территориальной зоне, но имеющим возможность своевременно и качественно исполнить обязательства по договору по итогам закупки признаются антимонопольными органами дискриминационными и необоснованно ограничивающими конкуренцию, что является прямым нарушением требований п.

2 ч. 1. ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «» (далее – Закон № 223-ФЗ), выразившимся в несоблюдении принципа отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное при организации и проведении закупки (решение Санкт-Петербургского УФАС от 8 декабря 2016 г. по жалобе № Т02-690/16). Подобные требования приводят к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а, следовательно, являются нарушением .

К подобным нарушениям может привести и избранный заказчиком возможный способ подачи заявлений о намерении участвовать в тендере или аукционе, если он содержит ограничения возможности участия в таких процедурах лиц, территориально удаленных от места подачи заявлений или не имеющих возможности обеспечить личное участие в подаче заявления по иным причинам ().

Согласно участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Об остальных нюансах применения пользователи системы ГАРАНТ могут прочитать в подключенном в систему авторском материале «Антикризисный комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ». Получите к интернет-версии системы ГАРАНТна 3 дня бесплатно!

Исходя из положений приведенной нормы, заказчики-субъекты № 223-ФЗ должны обеспечить доступный механизм и справедливый порядок участия в закупках лиц, территориально удаленных от места нахождения заказчика и проведения закупочных процедур (, , ). Доводы же организатора закупки, что подобные условия объясняются, например, необходимостью организации срочной поставки с учетом специфики производства или для ускорения процедуры обмена некачественного товара в кратчайший срок, для органов антимонопольного контроля недостаточны.

Теги: , , , , , , , , Документы по теме:

  • Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «»
  • Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «»
  • Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «»

Читайте также: Эта информация будет включаться в реестр договоров также в отношении товаров, поставка которых предусмотрена условиями договора на выполнение работ, оказание услуг.

Это будет возможно с 28 марта. Напомним, что с 1 ноября 2019 года заказчики, определенные Правительством РФ согласно п. 2 ч. 8.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, планируют закупки у субъектов МСП на три года вперед.

Вышестоящие суды не нашли оснований для пересмотра или отмены судебного акта. © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021.

Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ. Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС».

Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года. ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д.

1, стр. 77, . 8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок) Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб.

3136), . Реклама на портале. Если вы заметили опечатку в тексте,выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Статья 17. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений

от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ статья 17 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, с 1 января 2014 г.

См. комментарии к статье 17 настоящего Федерального закона 1. При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее — запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: от 5 октября 2015 г.

N 275-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона внесены изменения, по истечении девяноста дней после дня названного Федерального закона 1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; 2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; 3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений; 4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений. 2. Наряду с установленными настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

3. Наряду с установленными и настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

от 3 июля 2016 г. N 264-ФЗ в часть 4 статьи 17 настоящего Федерального закона внесены изменения 4.

Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа. Антимонопольный орган в соответствии с настоящей частью вправе обратиться в суд с иском о признании торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными при условии, что проведение таких торгов, запроса котировок, запроса предложений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.