Главная - Статьи - Закон о связи статья 63

Закон о связи статья 63


Закон о связи статья 63

Оглавление:

Власти разрешают силовикам следить за россиянами без разрешения суда


04 Февраля 2021 09:22 04 Фев 2021 09:22 |

Поделиться Минцифры подготовило законопроект – поправки к закону «О связи», изменяющие статью «Тайна связи». Нововведение даст силовым органам возможность запрашивать у операторов связи данные о местоположении россиян без разрешения суда. Ряд экспертов считает, что принятие этого законопроекта уничтожит тайну связи как таковую, а другие утверждают, что силовики получают такие данные без обращения в суд и сейчас.

Минцифры России разработало новый законопроект, частично лишающий всех россиян тайны связи, гарантированной им Федеральным законом «О связи».

Документ предусматривает, что это понятие не будет распространяться на данные о местоположении смартфонов абонента, что позволит третьим лицам, в том числе и представителям силовых структур, получать к ним доступ без получения на то разрешения суда.

Помимо этого, согласно документу, без ордера силовикам будут доступны еще сведения об объемах и стоимости услуг, оказанных операторами связи.

Под этим, вероятно, будет подразумеваться информация о направлениях вызовов. законопроекта первым опубликовал Telegram-канал «Ордерком», его подлинность CNews подтвердил представитель Минцифры. В Минцифры нашли обоснование необходимости нового документа.

Его представители сообщили CNews, изменения в законе «О связи» «позволит упростить поиск пропавших людей».

Отказ от смартфонов пользу обычных мобильников от слежки не спасет Тайна связи – это ст. 63 ФЗ №126 «О связи» от 7 июля 2003 г.

В этой статье сказано, помимо прочего, что

«операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи»

, и что все сведения, подпадающие под действие этой статьи, операторы могут выдавать третьим лицам исключительно на основании решения суда.

Если такого решения нет, то доступ к этой информации есть непосредственно у ее отправителей и получателей, а также у их уполномоченных представителей,

«если иное не предусмотрено другими федеральными законами»

. Документ, разработанный Минкомсвязи, добавит в ст. 63 закона «О связи» дополнительный, пятый пункт.

Он звучит так:

«Сведения, используемые в средствах связи, не являющихся пользовательским оборудованием (оконечным оборудованием), и содержащие данные об объемах, стоимости оказанных услуг связи, а также сведения радиоэлектронных средств оператора связи с помощью которых осуществляется подключение пользовательского оборудования абонента к сети подвижной радиотелефонной связи, указывающие положение пользовательского оборудования абонента относительно радиоэлектронных средств, могут передаваться без судебного решения только по запросу органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность»

(орфография сохранена – прим. CNews). Представители Минцифры сообщили CNews, что в России ежегодно теряются десятки тысяч людей. «Для их поиска привлекаются как ресурсы федеральных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, так и поисковые общественные организации и операторы связи.

Операторы связи могут предоставить служебную информацию средств связи, включающую координаты абонентских устройств пропавших граждан», – отметил замглавы Минцифры Олег Иванов. «Однако в настоящее время координаты абонентских устройств являются тайной, соблюдение которой операторы обязаны обеспечивать. Координаты не всегда могут быть оперативно переданы в органы, которые занимаются оперативно-розыскной деятельностью.

А иногда счет идет на часы», – добавил Олег Иванов. «Законопроект соблюдает нормы законодательства по персданным, так как координаты местоположения не являются пересданными. Доработанный Минцифры законопроект направлен на рассмотрение в заинтересованные ФОИВы, затем будет представлен на общественное обсуждение», – подытожил замглавы Минцифры.

Минцифры, продвигая новый законопроект, утверждает, что предложенные в нем изменения упростят поиск пропавших людей, но в необходимости его принятия уверены не все. Например, исполнительный директор Общества защиты интернета Михаил Климарев сообщил «Коммерсанту», что, получив данные о местоположении абонентов, силовики запросто смогут отследить все передвижения каждого конкретного россиянина. Дмитрий Липин, член комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России, рассказал «Коммерсанту», что правоохранительные органы и сейчас могут получить доступ к информации о местоположении мобильных устройств без решения суда, несмотря на то, что в закон «О связи» такую возможность им не предоставляет.

По его словам, данный вопрос «находится в юридически серой зоне», а Минцифры «просто хочет устранить пробел в регулировании».

Законопроект Минцифры – не единственный документ, предусматривающий возможность отслеживания местоположения людей без их оповещения с целью упрощения поиска пропавших без вести. В сентябре 2021 г. на рассмотрение в Госдуму был направлен законопроект № 546865-7, «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения сведений, передаваемых оператором связи)».
В сентябре 2021 г. на рассмотрение в Госдуму был направлен законопроект № 546865-7,

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения сведений, передаваемых оператором связи)»

. На момент публикации материала он прошел только первое чтение, состоявшееся 25 сентября 2019 г., тоже упрощающий силовым структурам доступ к данным о местоположении россиян.

25 июня 2020 г. Президент России Владимир Путин в режиме видеоконференции провел встречу с членами Общественной палаты седьмого состава, на которой была зафиксирована необходимость доработки данного законопроекта. Член Общественной палаты Григорий Сергеев, директор автономной некоммерческой организации «Центр поиска пропавших людей», в рамках этой встречи заявил: Ежедневно пропадают люди в природной среде с мобильными телефонами, это десятки случаев в день. В летнее время мы зачастую успеваем, в зимнее время – нет, а у нас холодная северная страна.

Вы давали поручение по решению этого вопроса, чтобы можно было определить мобильный телефон и быстро найти человека, но, к сожалению, до конца это поручение не реализовано. В Государственной Думе лежит важный для нас закон, прошедший первое чтение по этой тематике, «112» приведена в режим, когда может определять примерное местоположение, но в природной среде это работает очень неточно, и нужны новые меры».
В Государственной Думе лежит важный для нас закон, прошедший первое чтение по этой тематике, «112» приведена в режим, когда может определять примерное местоположение, но в природной среде это работает очень неточно, и нужны новые меры». Над изменениями к закону о связи власти работали на протяжении нескольких лет Ответственными за выполнение поручения по доработке законопроекта были назначены премьер-министр России Михаил Мишустин, секретарь Общественной палаты Лидия Михеева и председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Доклад им необходимо было предоставить до 1 ноября 2020 г.

Эльяс Касми Поделиться

Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 N 126-ФЗ (последняя редакция)

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу 7 июля 2003 года N 126-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СВЯЗИ ПринятГосударственной Думой18 июня 2003 года ОдобренСоветом Федерации25 июня 2003 годаСписок изменяющих документов(в ред.

Федеральных законов от 22.08.2004 ,от 02.11.2004 , от 09.05.2005 , от 02.02.2006 ,от 03.03.2006 , от 26.07.2006 , от 27.07.2006 ,от 29.12.2006 , от 09.02.2007 (ред. 24.07.2007),от 29.04.2008 , от 18.07.2009 , от 14.02.2010 ,от 05.04.2010 , от 29.06.2010 , от 27.07.2010 ,от 07.02.2011 , от 23.02.2011 , от 14.06.2011 ,от 27.06.2011 , от 01.07.2011 , от 11.07.2011 ,от 11.07.2011 , от 18.07.2011 , от 07.11.2011 ,от 03.12.2011 , от 06.12.2011 , от 08.12.2011 ,от 28.07.2012 , от 28.07.2012 , от 25.12.2012 ,от 07.05.2013 , от 02.07.2013 , от 23.07.2013 ,от 21.10.2013 , от 02.11.2013 , от 25.11.2013 ,от 02.12.2013 , от 02.12.2013 , от 28.12.2013 ,от 03.02.2014 , от 02.04.2014 , от 05.05.2014 ,от 23.06.2014 , от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 21.07.2014 ,от 21.07.2014 , от 01.12.2014 , от 13.07.2015 ,от 13.07.2015 , от 13.07.2015 , от 02.03.2016 ,от 02.03.2016 , от 05.04.2016 , от 01.05.2016 ,от 23.06.2016 , от 03.07.2016 , от 03.07.2016 ,от 06.07.2016 , от 17.04.2017 , от 07.06.2017 ,от 26.07.2017 , от 29.07.2017 , от 05.12.2017 ,от 18.04.2018 , от 03.08.2018 , от 11.12.2018 ,от 27.12.2018 , от 27.12.2018 , от 01.05.2019 ,от 06.06.2019 , от 27.12.2019 , от 01.03.2020 ,от 07.04.2020 , от 07.04.2020 , от 15.10.2020 ,от 08.12.2020 , от 30.12.2020 , от 30.12.2020 ,от 09.03.2021 , от 30.04.2021 , от 11.06.2021 ,от 02.07.2021 , от 02.07.2021 ,с изм., внесенным Федеральным от 23.12.2003 N 186-ФЗ)(см.

изменений данного документа) Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.

Открыть полный текст документа

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи»

Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона 1.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с созданием и эксплуатацией всех сетей связи и сооружений связи, использованием радиочастотного спектра, оказанием услуг электросвязи и почтовой связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях. 2. В отношении операторов связи, осуществляющих свою деятельность за пределами Российской Федерации в соответствии с правом иностранных государств, настоящий Федеральный закон применяется только в части регулирования порядка выполнения работ и оказания ими услуг связи на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях. 3. Отношения в области связи, не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области связи.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации в области связи 1. Законодательство Российской Федерации в области связи основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов.

2. Отношения, связанные с деятельностью в области связи, регулируются также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Глава 2. Основы деятельности в области связи Статья 5.

Собственность на сети связи и средства связи 1.

На территории Российской Федерации организации связи создаются и осуществляют свою деятельность на основе единства экономического пространства, в условиях конкуренции и многообразия форм собственности.

Статья 63. Тайна связи

» » » Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами .2.

Операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи.3. Осмотр почтовых отправлений лицами, не являющимися уполномоченными работниками оператора связи, вскрытие почтовых отправлений, осмотр вложений, ознакомление с информацией и документальной корреспонденцией, передаваемыми по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, осуществляются только на основании решения суда, за исключением случаев, установленных федеральными законами .4.

Сведения о передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи сообщениях, о почтовых отправлениях и почтовых переводах денежных средств, а также сами эти сообщения, почтовые отправления и переводимые денежные средства могут выдаваться только отправителям и получателям или их уполномоченным представителям, если иное не предусмотрено федеральными законами . Постановление Верховного Суда РФ от 11.10.2016Требование удовлетворено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях заявителя состава административного правонарушения, поскольку отказ заявителя в предоставлении указанной информации без соответствующего судебного решения со ссылкой на тайну связи соответствует положениям законодательства. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.02.2017Требование оставлено без рассмотрения, так как иск по настоящему делу подан после принятия к производству заявления о признании ответчика несостоятельным (банкротом), требования в рамках данного дела не являются текущими платежами.

Рекомендуем прочесть:  Декларацию 3 ндфл за 2021 год скачать

Постановление Конституционного Суда РФ от 28.03.2017

«По делу о проверке конституционности части 4.1 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 23 Федерального закона «

О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в связи с запросом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга» Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.07.2017Обстоятельства: Определением возвращено встречное исковое заявление о признании недействительными отдельных пунктов договора, поскольку принятие встречного иска повлечет необходимость исследования и оценки другого круга доказательств, нежели по первоначальному иску, кромРешение: Определение оставлено без изменения. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.04.2017Требование удовлетворено, поскольку в результате перечисления денежных средств должником требования одного кредитора получили предпочтительное удовлетворение перед требованиями других кредиторов должника.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.06.2017Обстоятельства: Конкурсный управляющий ссылается на то, что налоговому органу было оказано предпочтение по сравнению с требованиями других кредиторов.Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку, учитывая незначительный период просрочки, допущенной обществом в уплате налога на имущество организаций, оспариваемые платежи совершены в процессе обычной хозяйственной деятельности.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.06.2017Обстоятельства: Конкурсный управляющий ссылается на то, что налоговому органу было оказано предпочтение по сравнению с требованиями других кредиторов.Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку, учитывая незначительный период просрочки, допущенной обществом в уплате налога на имущество организаций, оспариваемые платежи совершены в процессе обычной хозяйственной деятельности.

    • Регламент использования служебных средств связи сотрудниками организации (примерный образец)
    • Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2005 г. № 246 «Об утверждении Правил возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи»
    • Приказ Минкомсвязи России от 30.09.2015 № 371 «Об утверждении требований к построению, управлению, нумерации, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, условиям взаимодействия, эксплуатации сети связи при оказании универсальных услуг связи»
    • Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2005 г. № 241 «О мерах по организации оказания универсальных услуг связи»
    • Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2005 г. № 241 «О мерах по организации оказания универсальных услуг связи»
    • Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2005 г. № 243 «Об утверждении Правил формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания»
    • Приказ Минкомсвязи России от 16 сентября 2008 г. №41 «Об утверждении порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут Срочный вопрос Спросить юриста

Статья 63.

Закона о Связи РФ. Тайна связи

1. На территории Российской Федерации гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи. Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

2. Операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи. 3. Осмотр почтовых отправлений лицами, не являющимися уполномоченными работниками оператора связи, вскрытие почтовых отправлений, осмотр вложений, ознакомление с информацией и документальной корреспонденцией, передаваемыми по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, осуществляются только на основании решения суда, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

3. Осмотр почтовых отправлений лицами, не являющимися уполномоченными работниками оператора связи, вскрытие почтовых отправлений, осмотр вложений, ознакомление с информацией и документальной корреспонденцией, передаваемыми по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, осуществляются только на основании решения суда, за исключением случаев, установленных федеральными законами. 4. Сведения о передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи сообщениях, о почтовых отправлениях и почтовых переводах денежных средств, а также сами эти сообщения, почтовые отправления и переводимые денежные средства могут выдаваться только отправителям и получателям или их уполномоченным представителям, если иное не предусмотрено федеральными законами. 1. В п. 1 комментируемой статьи определена гарантия тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

Данная гарантия основана на , согласно которой каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Под телефонными переговорами следует понимать общение между двумя абонентами на телефонной линии, которое обеспечивается при помощи технических телефонных средств. Под телеграфными сообщениями следует понимать сообщения (текстовую информацию), передаваемую при помощи средств телеграфной корреспонденции.

При этом в п. 1 комментируемой статьи предусмотрена возможность ограничения такой гарантии, но только в случаях, установленных федеральными законами. Так, например, согласно п. 4 ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г.

N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» на территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством РФ, на период проведения контртеррористической операции допускается ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов.

2. В п. 2 комментируемой статьи содержится императивная норма, обязывающая операторов связи обеспечить соблюдение тайны связи. Механизм такого обеспечения в п. 2 комментируемой статьи не определен.

Между тем думается, что федеральный законодатель имел в виду, что операторы связи не имеют права разглашать информацию, которая им стала известна в результате обеспечения ими передачи переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. В то же время на практике имеются случаи нарушения такой обязанности. В 2011 году во всех средствах массовой информации были опубликованы и обнародованы сведения о том, что тысячи SMS-сообщений, отправленных с сайта сотового оператора «Мегафон», попали в открытый доступ через поисковую систему «Яндекс» из-за технического сбоя программы.

Проблему обнаружили и устранили технические специалисты. Однако, как писали «Новые Известия», многие интернет-пользователи успели прочесть и растиражировать тексты самых ярких SMS-посланий.

3. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет порядок осмотра почтовых отправлений в случае, если такой осмотр осуществляется лицами, не являющимися уполномоченными работниками оператора связи.

Вообще под уполномоченными лицами стоит понимать лиц, которые наделены на основании специального решения оператора связи специальными полномочиями, в данном случае по осмотру почтовых отправлений.

Согласно п. 3 комментируемой статьи такой осмотр возможен на основании решения суда. Но здесь возникает вопрос о том, что понимать под решением суда?

Вообще под решением суда понимается постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу.

Но думается, что в п. 3 комментируемой статьи речь идет не о судебном решении, которое выносится в рамках искового или особого производства, а судебном решении, которое выносится в рамках при осуществлении следственных действий, которая предусматривает, что следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление.

Опять же в п. 3 комментируемой статьи содержится оговорка о том, что такой порядок действует и за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Так, например, ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» допускается проведение такого оперативно-розыскного мероприятия, как контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

В частности, указанный Закон предусматривает, что оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Таким образом, в данном случае вышеуказанным лицам может быть разрешено проводить осмотр почтовых отправлений без разрешения суда. Отметим, что под вложением следует понимать текстовую, фотографическую, видеосъемную или иную информацию, которая является приложением к почтовому отправлению.

В свою очередь, под ознакомлением с информацией и документальной корреспонденцией необходимо понимать деятельность, направленную на получение сведений, содержащихся во всех видах почтовых отправлений и вложений в них. 4. Пункт 4 комментируемой статьи содержит императивную норму о том, что те сведения, которые содержатся в сообщениях и отправлениях, указанных в п. п. 1 и 3 комментируемой статьи, могут выдаваться только отправителям и получателям или их уполномоченным представителям, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Под отправителями следует понимать лиц, которые направляют вышеуказанные сообщения и отправления адресату (их получателю) при помощи различных видов связи, под получателями — адресатов, которым направляются указанные отправления и сообщения при помощи различных видов связи. Опять же п. 4 комментируемой статьи содержит изъятие из общего правила о том, что законодательством может быть предусмотрено иное.

Опять же п. 4 комментируемой статьи содержит изъятие из общего правила о том, что законодательством может быть предусмотрено иное.

Это «иное» предполагает, что, в частности, согласно при наличии достаточных оснований полагать, что предметы, документы или сведения, имеющие значение для уголовного дела, могут содержаться соответственно в бандеролях, посылках или других почтово-телеграфных отправлениях либо в телеграммах или радиограммах, на них может быть наложен арест.

Статья 56.2. Обязанности операторов связи, собственников или иных владельцев технологических сетей связи, собственников или иных владельцев точек обмена трафиком, собственников или иных владельцев линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, иных лиц, если такие лица имеют номер автономной системы

4 п. 8 ст. 56.2 дополняется новыми абзацами ( от 02.07.2021 N 319-ФЗ).

См. будущую редакцию.9. Собственники или иные владельцы технологических сетей связи, имеющие номер автономной системы, также обязаны обеспечивать:1) в случае, если с использованием технологических сетей связи осуществляется доступ в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», соблюдение требований, установленных Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в отношении лиц, указанных в указанного Федерального закона;2) установку в своей сети связи технических средств контроля за соблюдением операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи требований настоящего Федерального закона и Федерального от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», предусматривающих ограничение доступа к информации. к таким техническим средствам контроля, а также к их установке и эксплуатации в технологических сетях связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи;3) реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий;4) оказание содействия уполномоченным государственным органам при проведении этими органами следственных действий в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.10. взаимодействия собственников или иных владельцев технологических

Федеральный закон «О связи»

N 288-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 23 июня 2016 г.

N 204-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 1 мая 2016 г. N 122-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 5 апреля 2016 г.

N 104-ФЗ Изменения с 1 июля 2016 г.

от 2 марта 2016 г. N 44-ФЗ Изменения с 1 июня 2016 г. от 2 марта 2016 г. N 42-ФЗ Изменения по истечении 30 дней после дня названного Федерального закона от 13 июля 2015 г.

N 263-ФЗ Изменения по истечении ста восьмидесяти дней после дня названного Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 257-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 1 декабря 2014 г.

N 419-ФЗ Изменения с 1 июля 2016 г.

от 21 июля 2014 г. N 272-ФЗ Изменения по истечении девяноста дней после дня названного Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 228-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ Изменения с 1 марта 2015 г.

от 23 июня 2014 г. N 160-ФЗ Изменения с 1 июля 2014 г. от 5 мая 2014 г. N 97-ФЗ Изменения с 1 августа 2014 г. от 2 апреля 2014 г. N 60-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 3 февраля 2014 г.

N 9-ФЗ Изменения по истечении тридцати дней после дня названного Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ Изменения с 1 января 2014 г. от 2 декабря 2013 г. N 346-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 2 декабря 2013 г.

N 338-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 25 ноября 2013 г.

N 314-ФЗ Изменения с 1 марта 2014 г. от 2 ноября 2013 г. N 304-ФЗ Изменения с 1 января 2014 г. от 21 октября 2013 г. N 281-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 23 июля 2013 г.

N 229-ФЗ Изменения с 1 мая 2014 г. от 2 июля 2013 г. N 158-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 7 мая 2013 г.

N 99-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 25 декабря 2012 г.

Статья 64. Обязанности операторов связи и ограничение прав пользователей услугами связи при проведении оперативно-разыскных мероприятий, мероприятий по обеспечению безопасности Российской Федерации, осуществлении следственных действий, содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и исполнении уголовных наказаний в виде лишения свободы

Наименование изменено с 20 марта 2021 г. — от 9 марта 2021 г. N 44-ФЗ См.

комментарии к статье 64 настоящего Федерального закона от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ пункт 1 статьи 64 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, с 20 июля 2016 г.

1. Операторы связи обязаны хранить на территории Российской Федерации: 1) информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи — в течение трех лет с момента окончания осуществления таких действий; Подпункт 2 пункта 1 статьи 64 настоящего Федерального закона с 1 июля 2021 г. 2) текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи — до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. хранения указанной в настоящем подпункте информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ статья 64 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 1.1, с 20 июля 2016 г. 1.1. Операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, указанную информацию, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи и иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами. 2. Операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

3. Приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам осуществляется операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами. Операторы связи обязаны возобновить оказание услуг связи на основании решения суда или мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, который принял решение о приостановлении оказания услуг связи.

4. взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации. См. между Минсвязи РФ и ФСБ РФ по вопросу внедрения технических средств системы оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи России, утвержденное ФСБ РФ 20 января 1997 г., Минсвязи РФ 22 января 1997 г. 5. При проведении уполномоченными государственными органами следственных действий операторы связи обязаны оказывать этим органам содействие в соответствии с требованиями .

Статья 64 дополнена пунктом 6 с 20 марта 2021 г.

— от 9 марта 2021 г. N 44-ФЗ 6.

Прекращение оказания услуг связи по абонентским номерам подвижной радиотелефонной связи в случаях использования этих абонентских номеров подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными на территориях исправительных учреждений и следственных изоляторов осуществляется операторами связи на основании решения в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, или его заместителя либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы, в ведении которого находится следственный изолятор или исправительное учреждение, в случаях, установленных федеральными законами.

Порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, его территориальных органов с операторами связи по вопросам прекращения оказания услуг связи по абонентским номерам подвижной радиотелефонной связи в случаях использования указанных абонентских номеров подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными на территориях следственных изоляторов и исправительных учреждений, а также форма решения о прекращении оказания услуг связи, сроки его принятия и направления операторам связи, сроки прекращения оказания услуг связи по указанным абонентским номерам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Оператор связи не может быть привлечен к ответственности и к нему не могут быть применены меры реагирования за нарушения лицензионных требований, вызванные прекращением оказания услуг связи по абонентским номерам подвижной радиотелефонной связи, в случаях использования указанных абонентских номеров подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными на территориях исправительных учреждений и следственных изоляторов, если такое прекращение осуществлено на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, или его заместителя либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы, в ведении которого находится следственный изолятор или исправительное учреждение. < статья 63.> Глава 10. >> Содержание

И опять про тайну связи – суды и мнения

9ААС посчитал решение суда первой инстанции ошибочным, решение отменил, и с этим выводом согласился суд кассационной инстанции.

Причиной такого решения стало отсутствие обязательного предоставления персональных данных при создании почтового ящика в публичном сервисе.

Из этого последовал не менее интересный вывод о том, что сведения об адресах электронной почты, с которыми пользователем осуществлялась переписка, не относятся к информации, указанной в п.3 ст.63 Закона о связи, т.е. к тайне связи. Кроме того, истец не предоставил доказательств того, что получение адресов требует доступа к содержанию электронных писем и невозможности перепрограммирования средств, с использованием которых эти адреса извлекаются. Суд кассационной инстанции посчитал эти выводы 9ААС правильными.

Рассматривая совершенно аналогичный иск компании «Мэйл.Ру», тот же АСГМ в удовлетворении его отказал.

Но вдруг поменял свою позицию на 180 градусов 9ААС, решение АСГМ отменивший и указавший (внимание!), что судом первой инстанции не учтено, что истец направил в адрес административного органа письмо с отказом в предоставлении сведений об адресах электронной почты и отметил, что информация об адресах электронной почты может быть представлена исключительно через доступ к электронным сообщениям пользователей, что недопустимо.

В постановлении прямо так и сказано:

«Таким образом, Общество не просто отказалось предоставлять сведения об адресах электронной почты, а обосновало невозможность такого представления»

.

Исходя из этого апелляционный суд пришел к выводу, что предписание о предоставлении документов, вынесенное руководителем ФСФР, не основано на законе, а привлечение к ответственности за отказ предоставить эти сведения подлежит отмене. Отвергая аналогии с делом «Рамблер Интернет Холдингом», 9ААС посчитал, что в рамках данного спора в отличие от предыдущего аналогичного дела интернет-компания обосновала отказ в предоставлении информации, т.е. дела не идентичны по своему содержанию.

Очень занятно, потому что обоснование отказа полностью у обоих истцов абсолютно одинаково.

Статья 64. Обязанности операторов связи и ограничение прав пользователей услугами связи при проведении оперативно-разыскных мероприятий, мероприятий по обеспечению безопасности Российской Федерации, осуществлении следственных действий, содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и исполнении уголовных наказаний в виде лишения свободы

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу (в ред. Федерального от 09.03.2021 N 44-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)Перспективы и риски арбитражных споров.

Ситуации, связанные со ст. 64- Организация оспаривает предписание об устранении нарушений лицензионных требований- Обладатель лицензии не согласен с отказом продлить срок исполнения предписания 1. Операторы связи обязаны хранить на территории Российской Федерации:1) информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи — в течение трех лет с момента окончания осуществления таких действий;2) текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи — до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. , сроки и объем хранения указанной в настоящем подпункте информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.(п.

1 в ред. Федерального от 06.07.2016 N 374-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)1.1.

Операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, указанную информацию, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи и иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.(п. 1.1 введен Федеральным от 06.07.2016 N 374-ФЗ)2. Операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.(в ред.

Федерального от 27.07.2006 N 153-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)3. Приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам осуществляется операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.(в ред.

Федерального от 27.07.2006 N 153-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)Операторы связи обязаны возобновить оказание услуг связи на основании решения суда или мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, который принял решение о приостановлении оказания услуг связи.(в ред.

Федерального от 27.07.2006 N 153-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)4.

взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.(в ред.

Федерального от 27.07.2006 N 153-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)5.

При проведении уполномоченными государственными органами следственных действий операторы связи обязаны оказывать этим органам содействие в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.6.